Признаки научного мышления
Наука и особенности научного мышления
Наука – одна из сфер человеческой деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мире. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. В отличие от других сфер человеческой деятельности, в науке производство знаний является средством, целью и продуктом труда.
Признаки
Науку как явление можно рассматривать с разных позиций. Это область культуры, ее духовной сферы, а также социальный институт – организованная структура, призванная удовлетворять потребность общества в знании. Науку как вид деятельности характеризуют следующие признаки:
- постановка цели получения знания – объективной истины;
- направленность на объект, выявление законов его существования, функционирования, развития и преобразования в результате человеческой деятельности;
- рационалистический подход – изучение предметов и явлений всегда основывается на разуме;
- предвидение будущего с целью дальнейшего освоения действительности;
- наличие комплекса методов и процедур, используемых для обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний (эксперимент);
- объединение полученных знаний в целостную систему;
- наличие специфического языка – знаков, символов, формул, терминов;
- наличие гипотез, догадок, вероятностных суждений наряду со строгой доказательностью.
Научное познание – сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, складывающихся в целостную, непрерывно развивающуюся систему.
Классификация
Для описания такого разветвленного, многоуровневого, системного явления как наука, существует общепринятая классификация, разделяющая ее виды на основе отличительных признаков. По предмету исследования науки делятся на 3 вида:
- Естественные – изучают явления, процессы и объекты материального мира. К ним относят физику, химию, биологию, астрономию и др. Человек также считается частью этого мира и объектом изучения естественных наук.
- Гуманитарные – изучают человека как духовное существо, а также законы развития общества. Этими науками являются психология, социология, история, культурология, лингвистика, обществознание, филология.
- Технические – отвечают за развитие техники и технологий, имеют прикладное значение (информатика, архитектура, механика, электротехника). По сути, являются обособившимися ответвлениями естественных наук.
Существуют и другие принципы классификации наук. По методам исследования их подразделяют на теоретические, апеллирующие абстрактными понятиями и математическими вычислениями, и эмпирические, использующие в качестве метода познания опыт и эксперимент. По мере практической реализации достижений науки делятся на фундаментальные и прикладные. Первые – оказывают влияние на мышление, вторые – на образ жизни.
Функции
Наука выполняет в обществе ряд важных функций:
Денежный розыгрыш Вконтакте! Как лучше учиться и меньше уставать? –>
- познавательная – производство и воспроизводство знаний, их систематизация;
- культурная – формирование объективного мировоззрения, воспитание личности как субъекта познания и деятельности;
- образовательная – разработка методов, форм обучения, стратегии образования;
- практическая – наука выступает непосредственным участником производства, здравоохранения, образования, быта.
В современных условиях все сильнее стала выделяться социальная функция науки. Это проявляется в ситуациях, когда результаты научных изысканий используются в разработке программ социально-экономического развития.
Особенности научного мышления
Научное мышление – это мышление, направленное на познание глубинной сущности материального мира. Противопоставляется обыденному мышлению, базирующемуся на здравом смысле и житейском опыте. Основными особенностями научного мышления являются:
- объективность;
- универсальность, широта обобщений;
- нацеленность на будущее, предвидение того, как объекты будут видоизменяться в дальнейшем;
- системность полученных знаний;
- осознанный выбор методов и средств изучения объектов;
- обоснованность, строгая доказательность;
- использование эксперимента для подтверждения или опровержения теорий, гипотез.
Научное мышление – это способ познания, основанный на естественнонаучной образовательной базе, а также умении творчески переосмысливать предшествующий опыт – свой и других людей.
Методы научного мышления
Научное мышление имеет целью дать наблюдаемым фактам и явлениям рациональное объяснение. Для решения поставленной задачи требуется использование специальных методов – способов достижения конкретной цели. Методы научного мышления делятся на эмпирические, теоретические и универсальные.
Эмпирические:
- наблюдение – целенаправленное и осмысленное восприятие происходящего, обусловленное поставленной задачей;
- эксперимент – активное воздействие на объект или явление в процессе его изучения;
- измерение – определение отношения одной величины к другой величине;
- классификация – распределение предметов анализа на основе общих признаков;
Теоретические:
- формализация – отражение знаний посредством искусственно созданного языка;
- математизация – внедрение в изучаемую область математических методов и достижений;
Универсальные:
- анализ – расчленение целого на составные элементы;
- синтез – соединение разрозненных элементов в единое целое;
- дедукция – цепь умозаключений, в которой звенья связаны между собой логическими выводами;
- индукция – рассуждения, ведущие от частностей к общим выводам;
- аналогии – познание путем сравнения;
- абстрагирование – искусственное отвлечение отдельных свойств предмета, явления и выделение других для упрощения процесса постижения объекта;
- моделирование – исследование объектов познания путем построения их моделей;
- идеализация – глубокое абстрагирование, создание упрощенной модели изучаемого явления, достаточной для достижения цели исследования.
Человеку необходимо воспринимать мир как упорядоченную систему причинно-следственных связей, это необходимо для адаптации к окружающей среде, предвидения событий. Научное мышление отвечает этим потребностям, обеспечивает адекватное объяснение событий и явлений.
Заключение
Наука – одно из важнейших проявлений духовной культуры. Она дает объективное видение картины мира, содействует целостному развитию личности, участвует в решении важнейших проблем общества, реализует себя в качестве непосредственной производительной силы. Уровень развития науки является показателем развития общества и государства.
Лицей «Столичный» в Москве является одним из лучших частных учебных учреждений.
Это учебное учреждение имеет богатую историю. Со дня открытия прошло уже почти 20 лет на момент.
гро-здья или гроз-дья гроздь-ями или гроздья-ми Все варианты являются правильными.
Иван IV Грозный (годы жизни 1530-1584) вошёл в историю как изверг и тиран.
Одним из критериев, по которым общество делится на социальные группы, является этническая.
Культура – сложное, многозначное понятие. В речи слово «культура» чаще всего.
вповалку или в повалку Слово «вповалку» – наречие. Так как слово начинается.
подъ-езд или под-ъезд Правильный вариант переноса: подъ-езд Правило Слово образует слоги по.
На здоровье ребенка влияет множество разных факторов, как питание, окружающая.
В 1943 году состоялась Международная конференция, в которой.
селение или силение В некоторых словах безударную гласную невозможно.
В 1705-1706 годах в Астрахани и близлежащих поселениях состоялось восстание, которое еще.
Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире
1. Особенности 2. Научная картина мира 3. Связь научного и обыденного мышлений 4. Научное мышление в современном обществе
Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.
Научное мышление – это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).
Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:
- Что такое мышление? Это процесс исследовательской и познавательной активности человека, целью которого является объективное отражение в сознании сути предметов, явлений и объектов окружающей действительности.
- Что такое наука? Это определенная деятельность людей, заключающаяся в разработке, систематизации информации о мире, целью которой является объяснение событий и явлений окружающего мира на базе законов.
Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.
Особенности
Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.
- Объективность. Другие методы познания характеризуются в соединении объективного и субъективного восприятия, например, образ художественной деятельности подразумевает оценку, которую дает человек, создающий ее. И если ее убрать – образ теряет свою ценность. Наука же ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
- Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем. Для науки важно предвидеть как объекты в их изначальном виде будут видоизменяться в какие-либо необходимые для человечества продукты. Это определяет одну из задач науки в целом – определить законы, в соответствии с которыми развиваются объекты. Способ научного мышления определяет возможность конструирования будущего из отдельных фрагментов, существующих в настоящем. Наука занимается тем, что выделяет верные «кусочки», части, формы, которые впоследствии станут нужными человечеству объектами или предметами.
- Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему. Она строится годами и веками, содержит в себе описание и объяснение фактов и явлений, которые впоследствии определяют понятия и определения.
- Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
- Наличие своего концептуального материала. Научное познание закрепляет теории, понятия, законы на своем языке – формулы, символы и тп. Формирование этого языка происходит на протяжении всего периода существования науки, и он регулярно обновляется.
- Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
- Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
- Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.
Научная картина мира
Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.
Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.
Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.
Связь научного и обыденного мышлений
В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.
Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.
Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.
Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.
Научное мышление в современном обществе
Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:
- Первый тип – люди, которым близок стиль научного мышления. Этот человек активен, независим, гибок, любит все новое и позитивно относится к переменам. Такой тип любит споры и дискуссии, старается придерживаться объективной оценки мира.
- Другой тип людей ориентирован на ненаучный способ познания. Им близко все загадочное, интересное, имеющее практическую пользу. Чувства для них важнее сути вещей, они не стремятся к получению доказательств и проверке полученных результатов. Важное место в жизни такого человека определяется вере, авторитетным личностям, их мнениям.
Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.
13 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
- социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
- отрасль духовного производства (НИОКР);
- особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
2. Классификации наук:
- по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
- по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
3. Функции науки:
- культурно-мировоззренческая,
- познавательно-объяснительная,
- прогностическая,
- социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
5. Модели развития научного знания:
- постепенное развитие науки;
- развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
- развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
- развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
7. Особенности:
- объективность;
- развитость понятийного аппарата (категориальность);
- рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
- проверяемость;
- высокий уровень обобщения;
- универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
- использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
8. Уровни, формы и методы научного познания
– научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;
– эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.
– проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);
– гипотеза – научное предположение;
– теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.
– концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
(строгость и объективность)
- наблюдение;
- эксперимент;
- измерение;
- классификация;
- систематизация;
- описание;
- сравнение.
- Единство исторического и логического
- Восхождение от абстрактного к конкретному
- Формализация
- Математизация
- Математическое моделирование
9. Универсальные методы научного познания:
- анализ – разложение целого на части;
- синтез – воссоединение целого из частей;
- дедукция – выведение общего положения из фактов;
- дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
- аналогия – сходство нетождественных объектов;
- моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
- абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
- идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
11. Классификация социальных наук:
- Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
- Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
- Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
12.Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса
Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия
Социальное знание
Гуманитарное знание
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений
Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Особенности:
- Понимание
- Обращение к текстам
- Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
1. Особенности социального познания:
1.1. субъект и объект познания совпадают;
1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
1.4. сложность объекта познания – общества;
1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;
2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;
2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3. Социальный факт
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
3.3. виды социальных фактов:
3.3.1. действия, поступки;
3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
3.3.3. словесные (вербальные) действия.
3.4. Оценка социального факта:
3.4.1. свойства изучаемого объекта;
3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
3.4.3. познавательные цели исследователя;
3.4.4. личная позиция исследователя;
3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
Научное познание. Основные особенности научного мышления
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
— высокий уровень обобщения знаний;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания
Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений
Формы научного познания
Методы научного познания
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение
Анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация
Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Проблема может быть теоретической или практической.
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
• Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
• Идеализированный объект данной теории.
• Логика и методология, применяемые для построения теории.
• Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение | Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) |
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования | Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования | Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств | Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств |
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тргда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.
Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Развитие научного мышления: ТОП-7 упражнений
Научное мышление – это метод восприятия мира, при котором улучшается качество познания. В итоге самосовершенствования у индивида возникает целый ряд убедительных преимуществ. Индивид начинает поднимать очень актуальные для себя задачи. У него получается приходить к мотивированным решениям. Как итог, индивид может контактировать с другими людьми и предлагать ряд решений для комплексных задач.
Научное мышление: что это такое
Научным мышлением принято называть мышление, которое устремлено на познавание сверхглубинной основы внешнего мира и соответствующее критериям единства и объективности. Главными свойствами этого типа мыслей выступают:
- объективность;
- единство знаний;
- устремление на познание глубинной основы мира;
- требовательная ясность;
- минимальное применение нормативного мышления;
- обширное применение методики абстракции.
Важно! Учеными сделан вывод, что обыденное мышление не научно, а научное мышление ушло не так далеко от будничности.
Особенности научного мышления
Особенности научного мышления, которые перечислены ниже, выступают всесторонними и определяют главную разницу от будничного мышления:
- Объективность. Иные методики определяются тем, что соединяется объективное и субъективное мировосприятие. К примеру, образ художественного деяния имеет ввиду критику, которую дает индивид, воображающий этот образ. Если от нее избавиться, то облик утрачивает свою значимость. Наука же – это разделение непосредственного от объективного.
- Устремленность в грядущее. Стиль естественнонаучного мышления – это рассмотрение не только вещей, действий и предметов, которые значительны для настоящего, но и тех, которые значимы в грядущем. Для науки очень важно, каким образом объекты будут изменяться в ближайшем времени, каким образом это будет происходить. Это предопределяет одну из задач науки в целом. Данный способ мыслительного процесса определяет возможность построения будущего из отдельных картинок и фрагментов, которые существуют в настоящем. Деятельность науки заключается в том, чтобы выделить правильные куски, которые в последствии станут очень важными для человечества.
- Системность. Все теоретические принципы, на основании которых базируется комплекс знаний, создают определенную систему. Она может строиться не только годами, но и веками. Такая система включает в себя описание фактов и явлений, которые в дальнейшем определяют понятия.
- Осознанность. Все методы, благодаря которым происходит изучение объектов и предметов, их связей между собой осмысливаются учеными и наблюдаются ими.
- Имение своего философского материала. Естественнонаучное познание укрепляет все понятия, законы и теоремы благодаря своему языку – символам и формулам. Образование такого языка наблюдается в течение всего периода совершенствования науки. Он постоянно корректируется.
- Аргументированность. В науке есть очень много предсказаний и различных догадок, которые на некотором промежутке времени научно не доведены. Но они все имеют общую цель – стать объективно подтвержденными и полностью установленными.
- Применение опыта. Эмпирические методы имеют ввиду применение экспериментов в тех ситуациях, когда наблюдается строение теорий и понятий. Но стиль научного типа мыслей разрешает применять подведенные итоги для большого количества умозаключений.
- Разработка теорий. Экспериментальный метод получения какой-либо информации индивид воспроизводит в форме теории. Все теоретические принципы сберегаются на долгие годы и передаются от старших к младшим.
Стиль этого типа мыслей устанавливает создание научной картины мира. Она включает в себя химические, биологические, физические законоположения и теории, которые предоставляют всестороннее изображение мира. Кроме нее каждый индивид также имеет художественный, религиозный, философский и другие взгляды на окружающую реальность.
Только лишь естественнонаучный тип мышления определяются целостностью, объективностью, синтезом и анализом. Познавание окружающего опирается на исследовательский способ и это хорошо отражается на религии, философии, художественных произведениях.
Научный подход в том, в котором он известен, возник не так давно. Открывающиеся теории значимы в развитии цивилизации. Наблюдательность, логика и пытливость ума – это те свойства, которые способны изменить не только человека, но и общество в целом.
Лекция 11. Наука и научное мышление
Наука – часть современной духовной сферы жизни общества. Обычно её понимают в трёх вариантах. Итак, наука – это:
1) социальный институт, представленный особыми учреждениями (академии наук, научно-исследовательские институты и т.п.), производящими новые научные знания;
2) отрасль духовной деятельности, направленная на получение новых знаний для общества (научно-исследовательские, опытные и конструкторские разработки, научные исследования и т.п.);
3) особая система знаний (например, наука биология, химия).
Наука подразделяется на несколько отраслей:
– науки о природе – естественные науки: биология, химия, экология и т.п.;
– науки о человеке и обществе – гуманитарные и социальные науки: антропология (философская наука о сущности человека), этика (наука и добре и зле, должном и недолжном поведении), эстетика (наука о прекрасном, об эталонах красоты), история, филология и т.п.;
– науки о технике – технические науки: механика, металлургия и т.п.;
– науки о числовых закономерностях – математические науки: математика, алгебра и т.п.
Наука – явление теоретическое. Однако, она связана с практикой. По степени связи с практикой можно выделить науки:
– фундаментальные – в них отсутствует прямая ориентация на практику. Фундаментальные науки изучают наиболее абстрактные закономерности. Примерами таких наук является математика, антропология, история и т.п.;
– прикладные – науки, прямо направленные на практику, решение производственных и социальных проблем. К прикладным наукам можно отнести механику, металлургию, экономику и т.п.
Наука выполняет целый ряд функций. Выделим основные функции науки:
– познавательная – наука осуществляет познание мира, поиск и объяснение законов его развития;
– прогностическая – наука на основе исследований настоящего пытается представить картину будущего;
– социальная – наука помогает обществу;
– материально-производственная – наука через внедрение новейших достижений, разработанных учёными, развивает производственную сферу;
– мировоззренческая – наука влияет на формирование мировоззрения, помогая человеку не только объяснить известные человеку знания о мире, но и выстроить их в систему.
Иногда представляет трудности задача определить функцию науки в каком-либо примере. Ведь, например, занимаясь проблемами разработки нового материала для строительства дорог, учёный и познаёт новое, и пытается помочь обществу. Важно понять – функция определяется по главной цели деятельности учёного в примере. В данном случае главное для деятеля науки – попытки помочь обществу. Значит функция – социальная. А вот если учёный-астроном, изучая карту движения небесных светил, пытается предсказать развитие Вселенной на миллионы лет вперёд, то наука в данном случае выполняет прогностическую функцию. Ибо главная цель науки в данном случае – составить прогноз. Если же историк-учёный исследует историю похода Ивана Грозного на Крым, то в данном случае главной функцией науки является познавательная.
Наука – сложный элемент духовной культуры, развивающийся противоречиво. Долгое время науковеды полагали, что наука развивается эволюционно – плавно, постепенно, за счёт приращения знаний. Американский философ Т. Кун в середине ХХ века выдвинул иную теорию развития научного знания – как скачкообразный, революционный процесс, проявляющийся в форме периодической смены научных парадигм. Парадигма – крупное научное открытие, изменяющее вектор развития науки и являющееся образцом постановки и решения научных проблем на определённое время вперёд. Например, современной парадигмой науки являются нанотехнологии.
Смена научных парадигм – научная революция. Она переворачивает фундаментальные положения науки. К примеру, в средневековье считалось, что Солнце движется вокруг Земли. Однако Николай Коперник изменил научную парадигму, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца. Это открытие перевернуло многие положения науки, доселе считавшиеся неопровержимыми.
Научное знание – «кирпичик» науки. Научное знание неоднородно. Часть таких знаний доказана абсолютно, в отношении другой части учёные пытаются вывести доказательство и т.п. Научное знание обычно выражается в следующих формах:
– гипотеза – предположение, основанное на интуиции, научных законах, косвенно затрагивающих проблему исследования, фактах, известных науке. К примеру, учёный собрал множество фактов о том, как развивается цветковое растение. Исходя из первичного просмотра данных, он выдвинул гипотезу – большинству цветковых растений необходим солнечный свет;
– закономерность – установленная наукой связь между двумя или более явлениями, фактами. Научной закономерностью можно считать связь между революцией и падением уровня развития экономики в стране: свержение власти чаще приводит к нестабильности экономического развития;
– научный закон – доказанная наукой закономерность, объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, фактами, процессами. Например, научный закон – приход циклона вызывает дожди и пасмурную погоду;
– теория – наиболее развитая форма научного знания, целостно отображающая закономерные и существенные связи в определённой области действительности. Научная теория включает ряд научных законов. К примеру, научной теорией является теория относительности А. Эйнштейна, включающая множество понятий, положений, законов.
Учёный, осуществляющий научное познание, пользуется специальными методами научного познания. От точности и грамотности их применения зависит результат исследования – какая истина будет получена и насколько знание окажется точным. Метод научного познания – это разработанная, обоснованная, совокупность приёмов исследования. позволяющая получить новое научное знание.
Следует напомнить, что научное познание предполагает два уровня – эмпирический (преследует цель собрать отдельные факты) и теоретический (ставит задачу обобщить собранные факты, выявить закономерности, доказать научные законы и сформулировать теорию). Методы также бывают двух уровней:
1. Методы эмпирического уровня познания:
– наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие объекта изучения, динамики его изменений без воздействия на него;
– эксперимент – исследование объекта или процесса путём целенаправленного воздействия на него в естественных или лабораторных условиях;
– анкетирование – массовый письменный опрос;
– интервьюирование – устная беседа с участником какого-либо события. очевидцем и т.п.
2. Методы теоретического уровня:
– анализ – процесс мысленного или реального расщепления объекта изучения на простейшие составные части;
– синтез – обратный анализу процесс мысленного или реального воссоединения, «склеивания» частей в целое;
– абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных для исследователя свойств или признаков объекта изучения, выделение главного;
– моделирование – воспроизведение отдельных характеристик одного объекта на другом, создание мысленных или реальных копий объекта изучения – моделей;
– классификация – метод распределения объектов изучения по группам в соответствии с каким-либо критерием;
– индукция – обобщение, получение нового общего знания на основе уже известных частных посылок;
– дедукция – получение нового частного знания на основе уже доказанных общих законов и теорий.
Видеолекция по теме:
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Adblockdetector