greenmarket.su

Волюнтаризм что это простыми

Что означает “волюнтаризм”?

Слово «волюнтаризм» каждый из нас слышал в культовой советской кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Тогда оно было для всех иностранным, непонятным, а впоследствии стало главным политическим ругательством того времени. С тех пор значение этого слова значительно изменилось. Что же означает «волюнтаризм» простыми словами?

Значение и перевод термина «волюнтаризм»

Волюнтаризм (от латинского voluntas – воля, желание, хотение) – это такое поведение человека, при котором он принимает решения, пренебрегая объективными обстоятельствами и законами человеческого развития. Проявлением такого поведения является руководство следующим лозунгом «Моя жизнь – мои правила». В данном случае для человека нет ничего святого при выборе целей и средств их достижения. Этот термин ввел в обращение в 1883 году немецкий социолог Ф.Теннис и первоначально подразумевал под ним «произвольные решения». Антоним волюнтаризма –детерминизм (поведение, ограниченное определенными общественными рамками и нормами).

Понятие «волюнтаризм»

Значение слова «волюнтаризм» зависит от того, к какой конкретной эпохе оно относится и в какой сфере жизни человека и общества применяется:

  • в философии – направление, которое первоосновой всего признает волю;
  • в политологии и социологии – поведение индивида, который в своих стремлениях и желаниях пренебрегает обдумыванием причин своих поступков и их последствий;
  • в психологии – утверждение воли в качестве первичной способности, которая определяет все другие психические процессы и явления. С точки зрения психологической науки, обоснованием волюнтаризма является следующее: воля сильнее всего в мире, она может изменить сам мир, воля сильнее разума, который способен только лишь подтвердить то, что диктует ему воля;
  • в экономике – человеческие действия, пренебрегающие всеми реальными законами природы и общественного развития, а также советами и рекомендациями специалистов-экспертов (пример последствий экономического волюнтаризма – изменение русла рек, загрязнение водоемов промышленными отходами, возведение электростанций и водохранилищ вызывают различного рода аномалии климата).

Применение в философии

Зачатки философского волюнтаризма прослеживаются в учении такого известного философа как Августин Блаженный. Он в своем христианском учении высказал мысль о том, что человек без воли Божьей не может совершить ни одного поступка, кроме греха. Следующими, кто обратился к изучению волюнтаризма с философской точки зрения, были Артур Шопенгауэр (главная идея: воля человека – первична, разум – вторичен, все существующее вокруг – воля к жизни) и Фридрих Ницше (новизна – ввел в обращение понятие «биологического волюнтаризма» – когда «воля к жизни» перерастает в «волю к власти»).

Обобщая идеи всех философов, которые обращались к изучению волюнтаризма, можно сказать, что это направление идеалистической философии считает превалирующим в развитии природы и общества божественную (сверхъестественную) или человеческую волю. Философский волюнтаризм включает следующие направления:

  • теологическое: Бог первичен, все живое подчиняется именно ему, а не разуму или познанию, он всесилен и всемогущ, поэтому его действия не поддаются рациональному объяснению (Августин Блаженный);
  • метафизическое: бессознательность и иррациональность господствуют над разумом (А.Шопенгауэр, З.Фрейд, Ф.Ницше);
  • гносеологическое: для воли вера стоит во главе угла по сравнению с познанием (Ф.Шеллинг, И.Фихте);
  • политическое: задача власти – руководствоваться потребностями и желаниями народа, а не правящей верхушки. Если правительственное кресло занимал жестокий тиран или человек с неуравновешенной психикой, жители страны имели право и возможности в тот же час его свергнуть (Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо).

Применение волюнтаризма в психологии

Наука о поведении и психических процессах людей изучает волюнтаризм как направление, признающее волю человека основой всех психологических побуждений и действий. Основоположником этой идеи является немецкий ученый-теоретик Вильгельм Вундт, у которого сразу же появились критики и противники, основавшие свои направления в психологии, противоположные волюнтаризму – прагматизм и функционализм.

  • никогда с помощью самоанализа человек не объяснит причину своих поступков;
  • разум и желания нельзя объективно измерять;
  • чтобы понять природу человеческих поступков, не нужно останавливаться только на изучении человеческого общества, необходимо также обращаться к познанию поведения животных и сравнению их с поведением людей в похожих ситуациях;
  • применение теории на практике составляет очень трудную задачу, поэтому ценность таких теоретических разработок для выявления и решения проблем индивида является минимальной.

Волюнтаризм Хрущева

Назначение Н.С.Хрущева в 1953 году первым секретарём ЦК КПСС ознаменовало новую эпоху в экономике СССР. Стиль руководства Хрущева стали официально называть волюнтаризмом. Это связано с тем, что он проводил экономические реформы административными методами, пренебрегая всеми рекомендациями опытных экономистов и ученых страны.

Последствия произвольных решений Хрущева были плачевными для экономики СССР и состояли в следующем:

  • безосновательное стремление «догнать и перегнать Америку», связанное с постоянными не подтвержденными экономическими расчетами вложениями инвестиций в промышленность, привело к дефициту бюджета страны;
  • возникновение «перегрева» экономики из-за постоянного расширения отрасли по изготовлению средств производства;
  • повышение темпов урбанизации привело к повышению уровня безработицы в городах и снижению общей квалификации работников из-за перенаселения и необразованности жителей глубинки;
  • снижение производства сельскохозяйственной продукции и падение уровня развития аграрного сектора.

Результатом волюнтаризма Хрущева стало его отстранение от должности в 1964 году путем заговора среди политических деятелей в высшем эталоне власти страны. Позже в Большой Советской Энциклопедии была дана следующая характеристика личности Н.С.Хрущева: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма».

Применение волюнтаризма в либертарианстве

Либертарианство – это современное течение, главным постулатом которого является убеждение в том, что каждый человек в мире имеет право жить так, как он хочет, если при этом он не затрагивает чужие интересы и не мешает жить другим людям. Это течение очень тесно связано с главной идеей волюнтаризма.

Среди основных его принципов можно выделить следующие:

  • при создании любого общественного союза необходимо добровольное желание на принятие в нем участия каждого его члена (неприятие тоталитаризма большинства);
  • неприкосновенность частной собственности;
  • табу на насилие и принуждение к чему-либо;
  • упразднение государства как политического института по причине того, что оно применяет насилие для защиты национальных интересов;
  • исключением на табу применения силы и оружия является самооборона;
  • принцип равноправия и всеобщности ресурсов и власти.

Крайним ответвлением данной идеологии является правый фашизм.

Что такое волюнтаризм

«Мечта никак в расчёты не вмещалась».
Наталья Резник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие слово волюнтаризм знают по фильму «Кавказская пленница», но там смысл этого термина раскрыт не до конца.

Поэтому мы сегодня поговорим про то, что такое волюнтаризм, насколько оправдана такая линия поведения и в каких областях деятельности человека он проявляется ярче всего.

Волюнтаризм — это.

Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?

Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.

В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.

Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.

В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.

Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.

Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.

Политический волюнтаризм

Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.

Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.

Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:

  1. отчуждение народа от политической власти;
  2. бюрократическая модель управления;
  3. отсутствие политической культуры и т.п.

Экономический волюнтаризм

Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.

Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.

В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.

Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н.С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».

Философия волюнтаризма

Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.

Читать еще:  Флюорография сколько действительна

Можно выделить два основных направления в понимании воли:

  1. Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
  2. Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.

Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.

Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.

Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.

«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».
Артур Шопенгауэр

Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.

В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.

«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».
Фридрих Ницше

Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.

Волюнтаризм в психологии

Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.

Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.

Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).

У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.

Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.

Особая семантика слова на Западе

Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.

Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.

Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.

Заключение

В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:

«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков

Автор статьи: Елена Румянцева

Волюнтаризм

Волюнтаризм – это философская позиция, разработанная как абстрактная философия еще в древности. Волюнтаризм родился не из ниоткуда, он предполагает очень старое представление об активной воле, когда субъект имеет волю к самобытию, к морализму, к рациональности, к прагматизму. Тем самым индивиду необходимо обладать волевыми проявлениями, дабы быть собой и хозяином жизни.

Позиция о такой воле зародилась еще на базе религии, она прослеживается в посланиях родоначальника христианской философии апостола Павла. Если разобрать эти послания философски и вспомнить рассуждения апостола о разнице физического обрезания и духовного, о необходимости именно духовного обрезания, то мы увидим, что духовное обрезание есть волевое самопринуждение и очень ясная целевая ориентация: «я вижу цель и заставляю себя ей соответствовать». То, что рекомендовал апостол Павел адресовано к христианству: «человеку надо заставлять себя быть христианином». Так со сменой эпох принцип оставался неизменен: человеку надо заставить себя быть европейцем, служить государству, собственной корпорации, себе самому, заставить себя быть прагматичным субъектом и действовать. Тем самым волюнтаризм предстает некой борьбой индивидуума с различными обстоятельствами.

Что это такое

Понятие волюнтаризм происходит от латинского voluntas – воля, и обозначает философское направление, уделяющее божественной, человеческой либо природной воле главенствующую роль в развитии мира, а также всех его составляющих.

Само понятие волюнтаризм возникло сравнительно недавно, хотя его принципы имеют древнейшие корни, а развитие этого понимания о воле как базовом компоненте мира получило еще в трудах Шопенгауэра и Ницше.

Волюнтаризм, что это такое? Волюнтаризм простыми словами означает то понимание, что воля – это есть главная сила движения в жизни. Надо заявить о своей позиции и эту позицию неукоснительно соблюдать, заставить себя быть свободным, а это бывает иногда страшно, особенно в странах, что только недавно начали выходить из тоталитарных условий. А став свободным, индивидуум должен защищать личную свободу и предъявлять требования другим, чтобы они соблюдали заявленные ими обязательства и предоставляли возможность другим быть собой. Тем самым, волюнтаризм простыми словами – это воля человека как главная составляющая жизни, постоянная борьба за свои устремления.

Волюнтаризм, как направление в психологии и философии, противостоит рационализму как еще одной философской идеалистической системе, оспаривая первичную значимость разума.

Волюнтаризм, раскрывшийся в работах Шопенгауэра, ставит волю выше всех остальных явлений в психической жизни человека, главной мотивационной компонентой его деятельности, делает волю надприродной силой.

Значение слова волюнтаризм определяет не только лишь человеческое качество, как сегодня принято в психологии, но и общемировой принцип. При этом волюнтаризм как особое видение о воле просочился и в психологическую науку, с этой позиции волю изучали многие психологи 19-х и 20-х веков. Однако многие ученые и не соглашались с таким подходом, утверждая необходимость причинных связей в волевых проявлениях человека. Спиноза, например, рассматривал обязательные причины в мотивации человека, а также относил волевые проявления человека только к душевным проявлениям, но не к телесным. Кант утверждал, что воля в одинаковой степени может быть свободна и несвободна. Лейбниц говорил о свободе в воле только через связь с разумными, рассудочными действиями, противопоставляя их поступкам на основе страстей. По Гегелю свобода и воля есть тождественные понятия и понятие волюнтаризм простыми словами означает «свободу». Но первейшее значение для развития волюнтаризма как философского направления имели труды Шопенгауэра.

Волюнтаризм Шопенгауэра

Во времена Шопенгауэра господствующее значение согласно Гегелю придавали разуму, познание считалось базовой категорией в мироустройстве. Однако немецкий философ усомнился в таком видении и выдвинул идею о значении волевых проявлений человека, как самой значимой силе в жизни не лишь человека, но и животных, а также растений. Мир иррационален, не столь предсказуем, как кажется человеку, а познание – интуитивно, и именно волевые проявления человека движут всем. Воля знакома всем на основе опыта, как предельно простое явление, волевые проявления человека не требуют мыслительных конструкций.

Шопенгауэр рассматривал волевые проявления человека как силу, бесцельное движение без начала, без конца. У воли есть отдельные проявления, они могут конфликтовать между собой. Противодействия вовне и внутри человека есть выражения этой борьбы между отдельными волевыми объективизациями. Немецкий философ уверен, что мы действуем часто не как рассудочные существа, а под влиянием аффектов, страстей, темных импульсов, которые не можем вывести на уровень сознания.

И лишь вторую ступень в мироустройстве занимает познание, которое свойственно человеку. Познание мира доступно в его отдельных актах схватывания реальности, и его выражение возможно через только искусство. Интеллект Шопенгауэр рассматривает только как инструмент воли, он служит конкретным практическим целям. Интеллект способен охватить только связи между объектами, не имеет способности познать их вглубь, утверждает немецкий философ. Разум не имеет регулятивную и мотивационную функции.

Читать еще:  Шалфей от кашля взрослым

Главная задача, которую ставит себе Шопенгауэр – это понять живого человека. В противовес подходу рационалистов, человеку Шопенгауэра свойственна вся гамма чувств. В его понимании человек – это боящийся страданий, болезней, смерти, вечно жаждущий чего-то, недовольный собой. Немецкий философ считал, что именно человек придает миру осмысленность. Шопенгауэр не выделяет мир отдельно от взятого человека. Мир по Шопенгауэру – это мир человека.

В работе о мировой воле немецкий философ пробует показать, что многие претензии человека, его взгляды отдают манией величия. Симптомы мании величия по Шопенгауэру проявлены в трех сферах: космологической, биологической, психологической.

Космологический симптом мании величия находится в том, что индивидуум мнит себя господином вселенной, единственным высшим существом в космосе. Немецкий философ представляет Землю как крохотный шарик на окраинах космоса.

Биологический симптом немецкий философ рассматривает, как видение человека о себе подобных, как о венце творения, что тоже оспаривает, аргументируя тем, что отдельный человек не сможет встроиться в природную систему, использовать целиком, что дано ему природой.

Психологический симптом он описывает через то, что личность считает свое сознание, «я» – хозяином в жизни. Немецкий философ уверен, что истинным управителем мира и человека есть некое базовое, неуправляемое, бессознательное и часто темное начало, являющееся в воле.

Мировая воля в понятии немецкого философа является абсолютным злом. Ее два ключевых свойства – желание быть и желание продолжить свой род проявляются в любых существах. Желание быть – есть инстинкт самосохранения, свойственный как живой, так и неживой природе. У человека этот инстинкт выражается особенно ярко через страх смерти, борьбу за жизнь. Немецкий философ придает важное значение желанию продолжить род, как возможности победить мировую волю через создание потомства, которое будет жить, даже тогда, когда сам человек прекратит существование.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Волюнтаризм: что это простыми словами

Что такое волюнтаризм?

Время скоротечно и переменчиво. Данное утверждение справедливо и для различных понятий. Например, слово «волюнтаризм» с момента его появления и до сегодняшнего момента претерпело значительных изменений.

Значение слова «волюнтаризм»

Слово «волюнтаризм» пришло в русский язык в девятнадцатом веке. Вместо него использовались другие слова и словосочетания. Самый близким аналогом можно назвать слово «произвол», если убрать из него негативную характеристику.

Корень слова «волюнтаризм» — «воло». В переводе с латинского языка это означает «испытывать потребность» или желать. Корень «воло» можно встретить во многих языках индоевропейской языковой группы.

Корень «воло» дал начало появлению существительного «волюнтас», что переводится как «хотение» или «желание». В последствии данный термин преобразовался в понятие «волюнтарис» — поступающий по своей воле.

Сейчас волюнтаризм используется в определении такого принципа, согласно которому личность не ограничена в выборе средств и целей. Противоположным понятием является детерминизм.

В западноевропейских странах и США волюнтаризм представляет собой общественное движение, основными проявлениями которого являются:

  1. Минимизация вмешательства государства в отношения между работодателем и работниками.
  2. Снижение роли власти в социальных процессах. В некоторой степени, анархизм проповедует анархизм.
  3. Борьба за расширение прав женщин в обществе.
  4. Обеспечение населения бесплатным доступом к медицинским, гражданским, образовательным, религиозным и экологическим организациям.

Волюнтаризм в философии

Понятие волюнтаризм используется не только в социологии. Оно является важной составляющей и других наук. Например, в философии – это название течения, в основу которого положена роль абстрактной воли в развитии цивилизации.

В рамках волюнтаризма выделяются следующие направления:

Волюнтаризм в гносеологии предполагает верховенство веры над познанием в определении свободы и воли человека.

Политическая свобода предполагает организацию власти на пожеланиях обычного народа, а не правящей элиты. Население государства должно иметь право на свержение жестокого правительства. Яркими представителями данных воззрений были Жан-Жак Руссо и Томас Гоббс.

Волюнтаризм в своих трудах использовали Артур Шопенгауэр, Зигмунд Фрейд и Фридрих Ницше. Они считали, что бессознательное и иррациональное играет большую роль в жизни человека, его поступках, чем сознательное.

С точки зрения теологии волюнтаризм трактует общественную мораль как божье повеление. Творец всемогущ и его действия нельзя объяснить какими-либо рациональными действиями и категориями.

Волюнтаризм и психология

В психологии существует отдельное направление, изучающее влияние человеческой воли на психологические побуждения. Немецкий психолог Вильгельм Вундт вообще считал, что человеческая воля является первопричиной всех действия. Однако научное сообщество холодно восприняло его теорию.

Основные аргументы противников идей Вильгельма Вундта:

  1. Понятия желаний и разума нельзя измерять и привести к одному знаменателю.
  2. Человек никогда не сможет найти первопричины своих поступков самостоятельно.
  3. Мотивы поступков личности нельзя изучать только с точки зрения человеческой природы. Для сравнения необходимо изучать поведение животных.
  4. Данную теорию довольно сложно применять на практике, поэтому ее ценность для конкретного индивида.

Впоследствии на основе критики теории Вундта появились такие научные течения как прагматизм и функционализм.

Противники утверждали, что:

  • Практически никогда человек не может путем самоанализа постичь свои поступки и их первопричины;
  • Понятия разума и желаний не могут быть объективно измерены;
  • Для более глубокого изучения мотивов личности нельзя замыкаться лишь на человеческом обществе. Можно и нужно изучать поведение животных и сравнивать их с таковым у людей;
  • Практическое применение теории представляет собой довольно сложную задачу. Соответственно, ценность ее для разрешения проблем индивида достаточно низка.

Постепенно из критики этого направления выросли целые научные течения – функционализм и прагматизм.

Волюнтаризм и Хрущев

Для большинства россиян понятие «волюнтаризм» ассоциируется с Никитой Хрущевым, который был смещен с поста Генсека именно с данной формулировкой.

Хрущев был неоднозначным лидером. Он начал процесс ликвидации сталинизма, освободил большое количество политических заключенных. Период его правления способствовал так называемой «оттепели» в общественной жизни, что способствовало появления выдающихся деятелей искусства и культуры.

Однако в хозяйственном плане Хрущева часто называют недальновидным. Его инициативы негативно отразились на национальной экономике. Стремление во всем быть лучше США тяжелым ярмом давили на бюджет государства. Перекос в экономической политике в сторону промышленности привел к падению сельского хозяйства.

Волюнтаризм

Волюнтаризм – это философская позиция, разработанная как абстрактная философия еще в древности. Волюнтаризм родился не из ниоткуда, он предполагает очень старое представление об активной воле, когда субъект имеет волю к самобытию, к морализму, к рациональности, к прагматизму. Тем самым индивиду необходимо обладать волевыми проявлениями, дабы быть собой и хозяином жизни.

Позиция о такой воле зародилась еще на базе религии, она прослеживается в посланиях родоначальника христианской философии апостола Павла. Если разобрать эти послания философски и вспомнить рассуждения апостола о разнице физического обрезания и духовного, о необходимости именно духовного обрезания, то мы увидим, что духовное обрезание есть волевое самопринуждение и очень ясная целевая ориентация: «я вижу цель и заставляю себя ей соответствовать». То, что рекомендовал апостол Павел адресовано к христианству: «человеку надо заставлять себя быть христианином». Так со сменой эпох принцип оставался неизменен: человеку надо заставить себя быть европейцем, служить государству, собственной корпорации, себе самому, заставить себя быть прагматичным субъектом и действовать. Тем самым волюнтаризм предстает некой борьбой индивидуума с различными обстоятельствами.

Что это такое

Понятие волюнтаризм происходит от латинского voluntas – воля, и обозначает философское направление, уделяющее божественной, человеческой либо природной воле главенствующую роль в развитии мира, а также всех его составляющих.

Само понятие волюнтаризм возникло сравнительно недавно, хотя его принципы имеют древнейшие корни, а развитие этого понимания о воле как базовом компоненте мира получило еще в трудах Шопенгауэра и Ницше.

Волюнтаризм, что это такое? Волюнтаризм простыми словами означает то понимание, что воля – это есть главная сила движения в жизни. Надо заявить о своей позиции и эту позицию неукоснительно соблюдать, заставить себя быть свободным, а это бывает иногда страшно, особенно в странах, что только недавно начали выходить из тоталитарных условий. А став свободным, индивидуум должен защищать личную свободу и предъявлять требования другим, чтобы они соблюдали заявленные ими обязательства и предоставляли возможность другим быть собой. Тем самым, волюнтаризм простыми словами – это воля человека как главная составляющая жизни, постоянная борьба за свои устремления.

Волюнтаризм, как направление в психологии и философии, противостоит рационализму как еще одной философской идеалистической системе, оспаривая первичную значимость разума.

Волюнтаризм, раскрывшийся в работах Шопенгауэра, ставит волю выше всех остальных явлений в психической жизни человека, главной мотивационной компонентой его деятельности, делает волю надприродной силой.

Значение слова волюнтаризм определяет не только лишь человеческое качество, как сегодня принято в психологии, но и общемировой принцип. При этом волюнтаризм как особое видение о воле просочился и в психологическую науку, с этой позиции волю изучали многие психологи 19-х и 20-х веков. Однако многие ученые и не соглашались с таким подходом, утверждая необходимость причинных связей в волевых проявлениях человека. Спиноза, например, рассматривал обязательные причины в мотивации человека, а также относил волевые проявления человека только к душевным проявлениям, но не к телесным. Кант утверждал, что воля в одинаковой степени может быть свободна и несвободна. Лейбниц говорил о свободе в воле только через связь с разумными, рассудочными действиями, противопоставляя их поступкам на основе страстей. По Гегелю свобода и воля есть тождественные понятия и понятие волюнтаризм простыми словами означает «свободу». Но первейшее значение для развития волюнтаризма как философского направления имели труды Шопенгауэра.

Читать еще:  Что делать если родители ругаются

Волюнтаризм Шопенгауэра

Во времена Шопенгауэра господствующее значение согласно Гегелю придавали разуму, познание считалось базовой категорией в мироустройстве. Однако немецкий философ усомнился в таком видении и выдвинул идею о значении волевых проявлений человека, как самой значимой силе в жизни не лишь человека, но и животных, а также растений. Мир иррационален, не столь предсказуем, как кажется человеку, а познание – интуитивно, и именно волевые проявления человека движут всем. Воля знакома всем на основе опыта, как предельно простое явление, волевые проявления человека не требуют мыслительных конструкций.

Шопенгауэр рассматривал волевые проявления человека как силу, бесцельное движение без начала, без конца. У воли есть отдельные проявления, они могут конфликтовать между собой. Противодействия вовне и внутри человека есть выражения этой борьбы между отдельными волевыми объективизациями. Немецкий философ уверен, что мы действуем часто не как рассудочные существа, а под влиянием аффектов, страстей, темных импульсов, которые не можем вывести на уровень сознания.

И лишь вторую ступень в мироустройстве занимает познание, которое свойственно человеку. Познание мира доступно в его отдельных актах схватывания реальности, и его выражение возможно через только искусство. Интеллект Шопенгауэр рассматривает только как инструмент воли, он служит конкретным практическим целям. Интеллект способен охватить только связи между объектами, не имеет способности познать их вглубь, утверждает немецкий философ. Разум не имеет регулятивную и мотивационную функции.

Главная задача, которую ставит себе Шопенгауэр – это понять живого человека. В противовес подходу рационалистов, человеку Шопенгауэра свойственна вся гамма чувств. В его понимании человек – это боящийся страданий, болезней, смерти, вечно жаждущий чего-то, недовольный собой. Немецкий философ считал, что именно человек придает миру осмысленность. Шопенгауэр не выделяет мир отдельно от взятого человека. Мир по Шопенгауэру – это мир человека.

В работе о мировой воле немецкий философ пробует показать, что многие претензии человека, его взгляды отдают манией величия. Симптомы мании величия по Шопенгауэру проявлены в трех сферах: космологической, биологической, психологической.

Космологический симптом мании величия находится в том, что индивидуум мнит себя господином вселенной, единственным высшим существом в космосе. Немецкий философ представляет Землю как крохотный шарик на окраинах космоса.

Биологический симптом немецкий философ рассматривает, как видение человека о себе подобных, как о венце творения, что тоже оспаривает, аргументируя тем, что отдельный человек не сможет встроиться в природную систему, использовать целиком, что дано ему природой.

Психологический симптом он описывает через то, что личность считает свое сознание, «я» – хозяином в жизни. Немецкий философ уверен, что истинным управителем мира и человека есть некое базовое, неуправляемое, бессознательное и часто темное начало, являющееся в воле.

Мировая воля в понятии немецкого философа является абсолютным злом. Ее два ключевых свойства – желание быть и желание продолжить свой род проявляются в любых существах. Желание быть – есть инстинкт самосохранения, свойственный как живой, так и неживой природе. У человека этот инстинкт выражается особенно ярко через страх смерти, борьбу за жизнь. Немецкий философ придает важное значение желанию продолжить род, как возможности победить мировую волю через создание потомства, которое будет жить, даже тогда, когда сам человек прекратит существование.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Волюнтаризм: значение понятия

В психологии (науке о человеческой психике) есть много неоднозначных и связанных с другими дисциплинами моментов. Очень часто она тесно переплетается с философией, политологией, экономикой. Подобная взаимосвязь прослеживается и в ответе на вопрос, что такое волюнтаризм.

Что главное – воля индивида или законы жизни

С древних времен человек задавался вопросом, есть ли свобода воли или всем правят некие невидимые законы жизни (судьба). В результате человечество подошло к такому понятию, как волюнтаризм.

Для начала посмотрим, какое определение дает Википедия. В первую очередь это стремление к реализации желаемых целей, когда не учитываются никакие объективные обстоятельства и последствия принятых решений. В отличие от него фатализм подразумевает, что все предопределено заранее, а личная воля всего лишь миф.

Данный термин был введен социологом Ф. Теннисом в 1883 году. Voluntas переводится с латинского языка как «воля, свобода». Потому, если говорить простыми словами, волюнтаристический человек признает только свободу воли (человека или Бога), которые являются главным движущим элементом в развитии природы, личности и общества. Какое это имеет значение в современном обществе? И что это такое?

Вначале следует отметить, что в разных сферах жизни и деятельности человека этот термин трактуется по-своему:

  • В психологии акцент делается в первую очередь на индивидуальность, личность, на ее решения и желания.
  • Философы говорят о том, что воля (Бога или человека) первична, а законы мироздания вторичны.
  • В экономике под этим термином понимают пренебрежение рекомендациями экспертов, законами, по которым функционирует общество.
  • Политология и социология используют этот термин для указания на то, что личные цели следует реализовывать, даже несмотря на последствия. Кроме того, это и свобода слова, мнения и выбора.

Примером могут послужить такие действия, как сооружение станций, которые вызывают всевозможные климатические аномалии, или изменение речных русел в интересах отдельных людей. Это все результат волюнтаристских решений.

Если говорить о положительных аспектах данного явления, но в первую очередь на ум приходят понятия, свойственные западному мировоззрению: свобода слова, мнения и выбора. В таком случае этот термин, обозначающий прогресс современной цивилизации, позволил людям уйти далеко от рабской идеологии прошлого. Позитивные и негативные аспекты волюнтаристического движения будут описаны далее.

Позитивные и негативные последствия свободы воли

Слово «волюнтаризм» трактуется разными людьми по-разному. Кто-то может вспомнить Хрущева – стиль его руководства является прямым воплощением данного понятия.

Хрущев решал сложнейшие вопросы экономики, полагаясь только на собственное субъективное мнение и на свои силы, совершенно пренебрегая рекомендациями специалистов и ученых. Его действия были случайными и порой лишенными логики. Хозяйственные вопросы решались политическими или административными методами, что в итоге привело к полной неудаче и в дальнейшем – к отставке.

Все это говорит о том, что игнорирование объективных законов, по которым развивается общество, а сюда относятся природные, экономические, социальные, политические и духовные тенденции, приводит к ряду нежелательных и непредсказуемых последствий.

Человек борется за свои устремления. Продвигаясь к личной цели, он часто идет «по головам», не замечая никого и ничего вокруг себя. Когда отсутствует малейшее уважение к другим людям, свобода превращается в анархию.

Описанный выше стиль руководства является негативным проявлением слова «волюнтаризм». А теперь поговорим о позитивных аспектах, которые несет в общество это слово.

В первую очередь вспомним о том, что человек – существо сознательное, и только ему (в отличие от животных и растений) дана возможность принимать осознанные решения и целеустремленно достигать личных целей. Потому современная трактовка термина «волюнтаризм» в западных странах как свободы действий, мнения и выбора, указывает на положительный аспект понятия.

Но настоящее проявление воли человека возможно лишь при уважении других людей и соблюдении законов, по которым функционирует общество. Воля – это сила, но сама по себе она бесцельна и может привести как к созиданию, так и к разрушению.

Разум – это главное, что управляет волевым аспектом человека. Без оного данная сила превращается в разрушительный феномен. Это главное, что следует знать каждому человеку.

Как говорится, истина всегда где-то посередине, и это означает отсутствие в реальной жизни таких понятий, как волюнтаризм и фатализм, в чистом виде. Да, есть объективные законы жизни (как в природе, так и в обществе), но эффективное и разумное взаимодействие между людьми, а также между человеком и миром возможно только при наличии волевых решений. Но, делая личный выбор, не следует забывать о причинно-следственных связях – только так возможно установление гармонии и равновесия во всех сферах жизни. Автор: Наталья Зорина

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector