greenmarket.su

Упражнения на развитие мышления у младших школьников

Упражнения на развитие мышления у младших школьников

Ключевым моментом психического развития ребенка младшего школьного возраста является переход к высшей форме мышления, которое имеет несколько названий: словесно-логическое, абстрактное, понятийное. На этом этапе в программу обучения школьника должны быть включены задания, развивающие умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. Существует множество упражнений, игр, задач, ребусов, головоломок для совершенствования словесного-логического мышления. И учителя, и родители должны по максимуму использовать весь арсенал рабочих средств. От того, насколько успешно младший школьник овладеет навыками абстрактного мышления, зависит результативность его обучения в старших классах.

Психическое развитие ребенка: задания для тренировки мышления

Для развития словесно-логического мышления у младших школьников можно использовать следующие упражнения:

  • Перечислите несколько предметов, объединенных общим свойством. Попросите учеников подобрать обобщающее слово. Примеры: вилка, чашка, кастрюля, сковорода (посуда); брюки, шапка, рубашка, пальто (одежда).
  • Покажите детям четыре карточки с изображениями разных объектов. Все они, кроме одного, должны иметь общий признак. Пусть ребята найдут лишнюю картинку. Пример: карандаш, тетрадь, стул, линейка (стул лишний).
  • Предыдущее задание можно усложнить, объединив объекты не по смыслу, а по первой букве названия. Пример: дерево, дождь, велосипед, дудочка (велосипед лишний). Возможен и такой вариант задания: соль, октябрь, снеговик, лошадь, ночь. В этом случае четыре слова заканчиваются на мягкий знак, а снеговик выпадает из общего ряда.
  • Назовите любой предмет, к которому несложно подобрать ассоциацию. Попросите детей вспомнить похожие на него объекты. Например, ассоциацией к слову «арбуз» может стать шар, мяч или дыня.
  • Предложите ребенку перечислить предметы, которые имеют одинаковый цвет.
  • Озвучьте ученикам три слова, и пусть они придумают с ними связное предложение.
  • Дайте ребятам задание подобрать как можно больше определений к слову. Пример: мороженое — холодное, вкусное, белое, сладкое, фруктовое.
  • Перечислите несколько признаков, характеризующих неизвестный предмет, и пусть ребята отгадают его. Пример: белые, пушистые, воздушные, легкие (облака).
  • Зачитайте детям короткий рассказ, но не заканчивайте его. Попросите их придумать продолжение и окончание. Можно пропустить начало и конец рассказа, зачитав отрывок из середины.
  • Попросите учеников расставить детей по росту, если известно, что Женя выше Насти, Никита ниже Насти, Женя выше Никиты.

Уроки на развитие словесно-логического мышления можно сделать еще более увлекательными, если разбить ребят на несколько соревнующихся команд. Составьте план заданий на основе уже предложенных упражнений и добавьте задачки с математическим уклоном, например, такую:

  • Подготовьте карточки с цифрами от 0 до 9. Раздайте их участникам двух команд. Задавайте ребятам примеры на сложение и вычитание: 13+4, 18-6 и т. п. Из каждой группы должны выйти два ребенка с подходящими карточками. В первом случае это будут дети с цифрами 1 и 7, во втором — с цифрами 1 и 2.

Для тренировки пространственного и логического мышления отлично подходят игры, в которых нужно искать спрятанные предметы. Совет для родителей:

  • Начертите на большом листе план квартиры или дворовой территории. Выделите ориентиры: большое дерево, куст, качели и т. п. Ребенок должен, опираясь на заданные ориентиры, дойти до места, в котором спрятан «клад» (игрушка, сладости). Младшие школьники еще плохо ориентируются в замысловатых схемах, поэтому карты рисуйте несложные.

Развитие понятийного мышления у детей с задержкой психического развития

Если психическое развитие ребенка протекает без задержек, то абстрактное мышление формируется достаточно легко. Иное дело — дети с нарушениями мыслительных процессов. У малышей с ЗПР наблюдаются затруднения с переходом к понятийному мышлению при нормальном развитии наглядно-образного. Таких детей отличает низкий уровень заинтересованности в выполнении заданий. Им тяжело даются любые логические операции. В принятии решений они опираются на уже имеющийся опыт и не могут продумывать задания, требующие принципиально новых действий.

Первостепенная задача при работе с такими детьми — вызвать интерес к обучению. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности и предпочтения ребенка. Обязательна в этом случае помощь психолога. Предлагая ребенку с ЗПР новое задание, нужно детально, на конкретном примере, объяснить, что именно от него требуется. Виды упражнений для детей с ЗПР:

  • Положите перед ребенком три картинки. Одно изображение должно существенно отличаться от других. Пусть он выберет лишнюю картинку.
  • Перечислите несколько простых объектов, связанных по смыслу. Попросите ребенка назвать их общим словом.
  • Разложите перед учеником картинки: один ряд — животные, второй — их привычная еда. Пусть малыш сопоставит картинки.
Читать еще:  Овсяное масло польза и вред как принимать

Упражнения для развития критического и творческого мышления

Логическое мышление не обязательно обладает свойством критичности. Этот аспект необходимо развивать дополнительно. Здесь помогут такие упражнения:

  • Озвучьте словосочетания, одни из которых правдивые, а другие ложные. Например, яблоко квадратное, снег белый, суп горячий. Ученики должны отыскать неправдивое словосочетание и дать свой (верный) вариант.
  • Усложните предыдущее задание: зачитайте разные утверждения, начиная их словами «верите ли вы, что…». Ребята должны ответить, правдивы ли эти факты, и если нет, то почему.
  • Попросите учеников самостоятельно прочитать текст и отметить в нем предложения с уже известной им информацией и с абсолютно новой.

Психическое развитие ребенка не будет полноценным, если не уделять достаточно внимания совершенствованию творческого мышления. В школе о нем нередко забывают, делая упор на развитии логических способностей. Несколько упражнений для улучшения творческого мышления:

Покажите детям картинки с разными бытовыми сценками. Попросите описать, что происходит на картинке, какие эмоции испытывают люди, о чем они говорят и чего хотят.
Обрисуйте произвольную ситуацию одним предложением, например: Игорь сегодня опоздал в школу. Попросите детей предположить, почему так могло произойти.
Начните рассказ тремя предложениями. Попросите учеников продолжить историю.
Процесс развития мышления у младших школьников должен быть систематическим и продуманным. Разнообразные игры, задания и головоломки помогут ребенку научиться четко и ясно мыслить, быстро решать любые задачи и легко усваивать учебный материал.

Упражнения на развитие мышления у младших школьников

Ключевым моментом психического развития ребенка младшего школьного возраста является переход к высшей форме мышления, которое имеет несколько названий: словесно-логическое, абстрактное, понятийное. На этом этапе в программу обучения школьника должны быть включены задания, развивающие умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. Существует множество упражнений, игр, задач, ребусов, головоломок для совершенствования словесного-логического мышления. И учителя, и родители должны по максимуму использовать весь арсенал рабочих средств. От того, насколько успешно младший школьник овладеет навыками абстрактного мышления, зависит результативность его обучения в старших классах.

Психическое развитие ребенка: задания для тренировки мышления

Для развития словесно-логического мышления у младших школьников можно использовать следующие упражнения:

  • Перечислите несколько предметов, объединенных общим свойством. Попросите учеников подобрать обобщающее слово. Примеры: вилка, чашка, кастрюля, сковорода (посуда); брюки, шапка, рубашка, пальто (одежда).
  • Покажите детям четыре карточки с изображениями разных объектов. Все они, кроме одного, должны иметь общий признак. Пусть ребята найдут лишнюю картинку. Пример: карандаш, тетрадь, стул, линейка (стул лишний).
  • Предыдущее задание можно усложнить, объединив объекты не по смыслу, а по первой букве названия. Пример: дерево, дождь, велосипед, дудочка (велосипед лишний). Возможен и такой вариант задания: соль, октябрь, снеговик, лошадь, ночь. В этом случае четыре слова заканчиваются на мягкий знак, а снеговик выпадает из общего ряда.
  • Назовите любой предмет, к которому несложно подобрать ассоциацию. Попросите детей вспомнить похожие на него объекты. Например, ассоциацией к слову «арбуз» может стать шар, мяч или дыня.
  • Предложите ребенку перечислить предметы, которые имеют одинаковый цвет.
  • Озвучьте ученикам три слова, и пусть они придумают с ними связное предложение.
  • Дайте ребятам задание подобрать как можно больше определений к слову. Пример: мороженое — холодное, вкусное, белое, сладкое, фруктовое.
  • Перечислите несколько признаков, характеризующих неизвестный предмет, и пусть ребята отгадают его. Пример: белые, пушистые, воздушные, легкие (облака).
  • Зачитайте детям короткий рассказ, но не заканчивайте его. Попросите их придумать продолжение и окончание. Можно пропустить начало и конец рассказа, зачитав отрывок из середины.
  • Попросите учеников расставить детей по росту, если известно, что Женя выше Насти, Никита ниже Насти, Женя выше Никиты.

Уроки на развитие словесно-логического мышления можно сделать еще более увлекательными, если разбить ребят на несколько соревнующихся команд. Составьте план заданий на основе уже предложенных упражнений и добавьте задачки с математическим уклоном, например, такую:

  • Подготовьте карточки с цифрами от 0 до 9. Раздайте их участникам двух команд. Задавайте ребятам примеры на сложение и вычитание: 13+4, 18-6 и т. п. Из каждой группы должны выйти два ребенка с подходящими карточками. В первом случае это будут дети с цифрами 1 и 7, во втором — с цифрами 1 и 2.
Читать еще:  Клипирование аневризмы головного мозга

Для тренировки пространственного и логического мышления отлично подходят игры, в которых нужно искать спрятанные предметы. Совет для родителей:

  • Начертите на большом листе план квартиры или дворовой территории. Выделите ориентиры: большое дерево, куст, качели и т. п. Ребенок должен, опираясь на заданные ориентиры, дойти до места, в котором спрятан «клад» (игрушка, сладости). Младшие школьники еще плохо ориентируются в замысловатых схемах, поэтому карты рисуйте несложные.

Развитие понятийного мышления у детей с задержкой психического развития

Если психическое развитие ребенка протекает без задержек, то абстрактное мышление формируется достаточно легко. Иное дело — дети с нарушениями мыслительных процессов. У малышей с ЗПР наблюдаются затруднения с переходом к понятийному мышлению при нормальном развитии наглядно-образного. Таких детей отличает низкий уровень заинтересованности в выполнении заданий. Им тяжело даются любые логические операции. В принятии решений они опираются на уже имеющийся опыт и не могут продумывать задания, требующие принципиально новых действий.

Первостепенная задача при работе с такими детьми — вызвать интерес к обучению. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности и предпочтения ребенка. Обязательна в этом случае помощь психолога. Предлагая ребенку с ЗПР новое задание, нужно детально, на конкретном примере, объяснить, что именно от него требуется. Виды упражнений для детей с ЗПР:

  • Положите перед ребенком три картинки. Одно изображение должно существенно отличаться от других. Пусть он выберет лишнюю картинку.
  • Перечислите несколько простых объектов, связанных по смыслу. Попросите ребенка назвать их общим словом.
  • Разложите перед учеником картинки: один ряд — животные, второй — их привычная еда. Пусть малыш сопоставит картинки.

Упражнения для развития критического и творческого мышления

Логическое мышление не обязательно обладает свойством критичности. Этот аспект необходимо развивать дополнительно. Здесь помогут такие упражнения:

  • Озвучьте словосочетания, одни из которых правдивые, а другие ложные. Например, яблоко квадратное, снег белый, суп горячий. Ученики должны отыскать неправдивое словосочетание и дать свой (верный) вариант.
  • Усложните предыдущее задание: зачитайте разные утверждения, начиная их словами «верите ли вы, что…». Ребята должны ответить, правдивы ли эти факты, и если нет, то почему.
  • Попросите учеников самостоятельно прочитать текст и отметить в нем предложения с уже известной им информацией и с абсолютно новой.

Психическое развитие ребенка не будет полноценным, если не уделять достаточно внимания совершенствованию творческого мышления. В школе о нем нередко забывают, делая упор на развитии логических способностей. Несколько упражнений для улучшения творческого мышления:

Покажите детям картинки с разными бытовыми сценками. Попросите описать, что происходит на картинке, какие эмоции испытывают люди, о чем они говорят и чего хотят.
Обрисуйте произвольную ситуацию одним предложением, например: Игорь сегодня опоздал в школу. Попросите детей предположить, почему так могло произойти.
Начните рассказ тремя предложениями. Попросите учеников продолжить историю.
Процесс развития мышления у младших школьников должен быть систематическим и продуманным. Разнообразные игры, задания и головоломки помогут ребенку научиться четко и ясно мыслить, быстро решать любые задачи и легко усваивать учебный материал.

Упражнения на развитие творческого мышления младших школьников

Упражнения на развитие творческого мышления и воображения у детей 7-10 лет

1. Подумай, какими словами можно охарактеризовать зиму. Нарисуй доброго Снеговика и злую Снежную бабу.

2. Нарисуй домашнее животное или птичку, рыбку. Расскажи о них. Что «думает» кошка (рыбка, попугай, комнатное растение), когда ты дома? Когда тебя нет дома? Расскажи, если можешь, запиши.

3. Выбери из морковок, купленных мамой на базаре, разные («сгорбленную старушку» и «стройную красавицу»). Рассмотри их, нарисуй. Подчеркни их характеры. Сочини сказку о них. Озаглавь и расскажи. Напиши заголовок.

4. Подумай, какими словами можно охарактеризовать осень. Напиши эти слова. Нарисуй «лист осени» и «лист лета». Чем они будут отличаться? О чем они могли бы поговорить? Придумай и расскажи.

5. Придумай и нарисуй «осеннего человечка».

6. Какие предложения можно составить со словами бабушка, кошка, очки (девочка, тарелка, улица)!

7. Нарисуй для бабушки или дедушки очки.

8. Охарактеризуй весну. Какая она? Напиши «весенние» слова.

9. Придумай и запиши предложения из слов ветки, окно, почки, весна.

10. Нарисуй цветы, которые любит твоя мама. Как они называются? Напиши их названия.

11. Попробуй нарисовать портрет своей мамы, выдели цветом выражение лица, характер, настроение.

Читать еще:  Туберкулез костей как передается

12. Составь предложения из слов весна, дети, кораблики.

13. Нарисуй красивый кораблик. Придумай, в какие страны будет держать путь твой кораблик, какие грузы перевозить? Напиши название стран (некоторые из них придумай сам).

14. Напиши названия весенних и летних цветов. Расскажи о них. Нарисуй.

15. Пофантазируй, почему так названы цветы?

16. Поиграем в несуществующие слова бригант и тюф. А как, по-твоему, выглядят грогха и клаома? Нарисуй. Придумай сам «несуществующие» слова. Запиши их.

17. Нарисуй несуществующее животное. Придумай ему несуществующее имя. Запиши его. Придумай маленький рассказ о нем. Нарисуй, как выглядит дом несуществующего животного.

18. В нашей несуществующей стране небо, тучи, облака и дождь — все необычное по форме и цвету. Нарисуй. Придумай всему названия.

19. Как выглядят в несуществующей стране тарелка и ложка, ваза для цветов, сами цветы в вазе? Нарисуй. Как это называется? Придумай и напиши.

20. Нарисуй друга своему несуществующему животному.

21. Нарисуй волшебный цветок. Какой он? Сочини сказку. Расскажи.

22. Какие фрукты могут быть волшебными? Придумай и нарисуй.

23. Нарисуй «ожившие» геометрические фигуры. Сочини про них сказку.

24. Как называлась бы волшебная страна, жители которой были бы геометрическими фигурами? Как назывались бы города, улицы? Запиши.

25. Поставь кляксу в середине листа. Разведи ее очертания так, чтобы она стала похожа на какое-то фантастическое существо. Дорисуй детали. Придумай рассказ о кляксе, озаглавь его. Запиши название.

26. Перечисли как можно больше слов, указывающих, на что похожи апельсин, шишка, ягода земляники. Нарисуй. Запиши слова.

27. Что бывает красным, сочным? Нарисуй.

28. Нарисуй одно из времен года. Какое оно у тебя по настроению? Запиши.

29. Придумай свою сказочную развилку трех дорог. Что будет написано на сказочном камне («Направо пойдешь. налево пойдешь. прямо пойдешь. »)?

30. Сочини сказку об Иване-царевиче на новый лад. Включи в нее слова компьютер, супермаркет, реклама, робот.

Сочини

Ла-ла-ла, моя сестра пол. (мела).

Са-са-са, на цветке жужжит. (оса).

Ша-ша-ша, расцвела моя. (душа).

На-на-на, нет у коровы. (сена).

Ра-ра-ра, я убила. (комара).

Га-га-га, вверх над городом. (дуга).

Та-та-та, у невесты есть. (фата).

Чу-чу-чу, очень громко я. (кричу).

Щу-щу-щу, ручку я свою. (ищу).

Ща-ща-ща, очень я хочу. (борща).

Жи-жи-жи, кричат громко. (стрижи).

Ма-ма-ма, стоят кругом. (терема).

Ка-ка-ка, нет парного. (молока).

Шо-шо-шо, умывайся. (хорошо).

Са-са-са, вот такие. (чудеса).

Ла-ла-ла, по комнате прокатилась. (юла).

Ша-ша-ша, нет у меня. (карандаша).

Га-га-га, в небе появилась. (радуга).

Та-та-та, у нас в доме. (темнота).

Жу-жу-жу, я в траве. (лежу).

Жи-жи-жи, во дворе живут. (ежи).

Ги-ги-ги, помоги мне. (помоги).

Да-да-да, помогаем друг другу. (всегда).

Соль-соль-соль, посолить и мне. (изволь).

Ра-ра-ра, дождь идет у нас. (сутра).

Си-си-си, плывут по морю. (караси).

Са-са-са, укусила меня. (оса).

На-на-на, наконец пришла. (весна).

Ра-ра-ра, на пороге. (детвора).

Чу-чу-чу, на ракете я. (лечу). Ща-ща-ща, рядом с домом. (роща).

Дополни

Очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе. (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый. (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости. (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек. (откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту. (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек. (не нашли).

Придумайте вместе с родителями концовку к шуткам- считалкам.

Раз, два — голова,

(нос в кефире или платье сшили, или плечи шире, или. ).

Пять, шесть — кашу съесть,

Семь восемь — воду носим.

Девять, десять — в небе месяц,

На тебя глядит, . (спать тебе велит).

— Давайте загадывать друг другу загадки, шу-тить, — сказала сестра. Слушайте:

Все ребята рады,

Ребенок воображает (представляет), чья это может быть песенка, например, воробья, соловья и т. д.

А теперь загадывает мама.

Кто мяукает за дверью,

Ходит-бродит под окошком.

— Ой, пустите в дом скорее

Нашу серенькую. (кошку).

Ребенок отвечает, кто это:

А теперь очередь папы.

В маленькой коробке

Темные головки опасность таят:

Палочки не тронь — вспыхнет. (огонь).

А вот такая шутка.

Кошка с мышкой танцевала,

Поскользнулась и упала.

Мышка кошку подняла,

С ней опять плясать пошла.

Нарисуй, как мышка танцует с кошкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector