greenmarket.su

Неврозоподобный синдром у детей что это такое

Неврозоподобные состояния у детей: отчего ребенок нервный?

Малыш тревожный, пугливый и беспокойный. Плаксивый и плохо спит, ночами мучается от кошмаров. Обеспокоенные родители ищут причину: вероятно, его что-то напугало? Ребенок пережил какой-то стресс? Чаще всего невротические симптомы действительно возникают на почве психологической травмы. Но бывают исключения, когда не «болезни – от нервов», а наоборот «нервы – от болезни». Речь о неврозоподобных состояниях: все симптомы невроза налицо, но причина их не снаружи, источник проблемы в самом организме ребенка.

Неврозоподобные состояния у детей – это группа нервно-психических нарушений у ребенка, которые внешне очень напоминают невроз, но не имеют психологических причин возникновения. Специалисты считают этот синдром неким промежуточным состоянием, между органической патологией и неврозом, причем все-таки ближе к органической патологии. Чаще всего, неврозоподобный синдром возникает у детей в возрасте от 2 до 7 лет, и имеет органическую природу (в основе лежит нарушение работы головного мозга).

Отчего нарушается работа мозга

Неврозоподобный синдром у ребенка может возникнуть под воздействием таких факторов:

  • нарушение внутриутробного развития ( а также негативные факторы во время беременности – алкоголизация родителей, и.т.п.);
  • перенесенные в раннем возрасте заболевания нервной системы (они могут иметь различное происхождение: травматическое, инфекционное, и.т.д.);
  • соматические нарушения (очаги хронической инфекции, нарушения работы сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, аллергия);
  • наследственная неполноценность определенных систем мозга.

Факторы могут быть разные, но как результат – возникает определенное нарушение в работе мозга ребенка. У детей, имеющих неврозоподобный синдром, при обследованиях обнаруживают небольшие органические нарушения и дисфункцию некоторых глубинных структур мозга.

Такие нарушения иногда могут сопровождать и серьезные психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). Но в последнем случае ребенка с детства наблюдает психиатр, и лечение назначает именно он. Здесь патологию ни с чем не спутаешь.

В остальных случаях, когда у ребенка обнаруживается неврозоподобный синдром, лечение осуществляет невропатолог.

Признаки заболевания

Этот синдром действительно имеет симптомы, очень похожие на невроз:

  • чрезмерная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, дефицит внимания;
  • страхи, фобии, ночные кошмары;
  • депрессия, плаксивость, иногда – агрессия;
  • тревожность, беспокойство;
  • общая слабость, сниженный тонус;
  • энурез, логоневроз (заикание), тики;
  • нарушения стула (запор или диарея);
  • тошнота или рвота, нервная анорексия;
  • чрезмерная потливость, или наоборот – сухость кожи.

Чтобы отличить неврозоподобный синдром от невроза, нужна квалифицированная врачебная диагностика. Поскольку психологической причины для возникновения этого состояния нет, то методы психотерапии оказываются менее результативны, чем при неврозах. Пока не найдена органическая причина заболевания – симптомы никуда не денутся.

Лечение

Неврозоподобный синдром у детей требует комплексного индивидуального лечения. Ведь причина возникновения болезни у каждого ребенка своя. Возможно, сначала придется пролечить хроническую инфекцию, или аллергические состояния, и только потом лечить сам синдром.

Лечение неврозоподобных состояний у детей осуществляет детский невропатолог. Чтобы определить диагноз, он назначит специальные обследования (электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография мозга и другие). В любом случае, комплекс мероприятий, с помощью которых лечат неврозоподобный синдром, должен включать в себя:

  1. Медикаментозное лечение – направлено, в первую очередь на устранение причины заболевания, и в дальнейшем – на восстановление нормальной работы мозга.
  2. Физиотерапия (по назначению невропатолога).
  3. Психологическая помощь. Она необходима ребенку в любом случае. Хоть его заболевание и не вызвано психологической травмой, но сами последствия и симптомы заболевания могут восприниматься ребенком тяжело.
  4. Создание спокойной, благожелательной домашней атмосферы для успешной реабилитации ребенка. Здесь тоже могут быть полезны советы психолога, особенно в области выработки оптимальной модели воспитания.

Неврозы и астено-невротические состояния у детей

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Причины

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.
  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Читать еще:  Как передаются гниды

Неврозоподобный синдром у взрослых и детей: методы лечения и профилактики

Неврозоподобный синдром — заболевание достаточно распространенное не только у взрослых, но и у детей. Оно может быть обусловлено как соматическими расстройствами, так и стрессом, который оказывает провоцирующее влияние на неблагоприятный органический фон.

Что такое неврозоподобный синдром

Неврозы и неврозоподобные состояния объединяют несколько расстройств, разных по своим проявлениям:

  1. Астенический синдром, при котором человек страдает головными болями неясной этиологии. Даже в отсутствии нагрузки он быстро утомляется, нервничает, иногда становится агрессивным, не может контролировать свои эмоции и поступки. Ночью его преследуют кошмарные сновидения, тревожный сон или бессонница, днем — сонливость, апатия, которая сменяется раздражительностью. Нарушается сердечный ритм, пищеварение, пропадает аппетит, человек остро реагирует на яркий свет и громкие звуки.

  1. Обессивно-компульсивный синдром выражается в необычном поведении, когда больной ощущает необъяснимое чувство тревоги и совершает какие-либо действия, пытаясь избавиться от навязчивого состояния. Человек может покупать вещи, которые ему не нужны, вступать в интимную связь с незнакомыми людьми, употреблять спиртное или постоянно мыть руки. Такие действия не приносят ему облегчения, тем не менее больной повторяет их снова и снова. Страх становится частым спутником человека, и он начинает верить в предзнаменования, приметы, гороскопы, приобретать амулеты и т. д.
  2. Ипохондрический синдром — опасное состояние, когда больного постоянно волнует его здоровье. Он уверен, что неизлечимо болен и скоро умрет. На этом фоне развивается раздражительность, усиливаются головные боли, расстраивается пищеварение. Такие пациенты уверены, что им испортили карму, наложили порчу или прокляли. Они не доверяют врачам и не выполняют их рекомендаций, обращаясь к экстрасенсам, колдунам и прочим шарлатанам.
  3. Гиперкинетический синдром у детей встречается чаще, чем у взрослых. Ребенок склонен к деструктивной активности, испытывая потребность что-то поджигать, рвать, ломать, убегать из дома. У таких детей бывают нервные тики, частое моргание и другие движения, тремор рук, подергивания. Взрослые иногда могут себя контролировать, но при стрессе эта способность нередко теряется.
  4. Истерический синдром представляет собой эмоциональную неустойчивость, излишнее проявление чувств, выражающееся в сильном демонстративном плаче, стонах, симуляции, скорбном выражении лица, вырывании волос или притворном падении в обморок. На нервной почве не исключены парезы, параличы, ухудшение слуха и зрения.

Общие признаки и симптомы неврозоподобных состояний

Распознать патологию можно по специфическим признакам.

Неврозоподобные состояния у детей

Многие родители узнают об этой патологии слишком поздно. Первые симптомы болезни начинают проявляться с 2 до 7 лет. Предшествуют этому:

  • патологии на стадии внутриутробного развития;
  • родовые травмы головы;
  • соматические нарушения;
  • употребление спиртных напитков или курение женщины в период вынашивания ребенка;
  • заболевания ЦНС.

Характерные признаки патологии: всевозможные фобии, ночные кошмары, агрессия или плаксивость.

Примерно к 12-летнему возрасту симптомы могут исчезнуть и болезнь отступит без вмешательства медицины.

Но ждать, когда проблема пройдет самостоятельно, родителям не стоит, и своевременная помощь маленькому пациенту просто необходима.

Неврозоподобные состояния у взрослых

Для взрослого человека характерна резкая смена настроения. В преобладающем большинстве случаев больной бывает раздражительным, агрессивным, а не спокойным и доброжелательным. Контролировать себя ему достаточно трудно. Наряду с эмоциональным напряжением, повышенной тревожностью, навязчивыми мыслями наблюдается снижение внимания, быстрая утомляемость, расстройство сна.

После перенесенного стресса случаются перепады давления, повышается потоотделение, нарушается стул, бывает сильная рвота и отсутствие аппетита вплоть до заболевания анорексией.

Диагностика

В первую очередь следует найти причину невротического и неврозоподобного синдрома, чтобы определить тактику лечения. Врач-невролог исходя из симптомов назначает комплексное обследование, в которое входит ЭЭГ и МРТ мозга. При отсутствии органических поражений можно заключить, что это простой невроз. В таких случаях больному следует пройти консультацию у психиатра или психотерапевта.

При постановке диагноза одним посещением невропатолога не обойтись. Нужно обратиться и к другим специалистам: эндокринологу, гастронтерологу и кардиологу для определения и последующего устранения первоначальной причины. Только тогда целесообразно приступать к восстановлению ЦНС.

Лечение заболевания

Подходить к лечению нарушений и расстройств нервной системы необходимо комплексно. В стандартную терапию для взрослых входят следующие мероприятия:

  1. Лечение медикаментозными препаратами для устранения инфекций и поражений органической природы, а также приведения в норму деятельности гипоталамуса. Наличие фобий требует использование таких транквилизаторов, как Тазепам и Элениум. Не исключено, что потребуются антидепрессанты, это зависит от жалоб больного и клинической картины.

  1. Обязательно применяется физиотерапия — электрофорез с кальцием, бромом, сульфатом магния. Неплохо использовать электросон.
  2. После медикаментозного лечения назначается ЛФК, который подбирается индивидуально.
  3. Иглорефлексотерапия, методы релаксации.
  4. Санаторное лечение.

Детская терапия практически не отличается от взрослой, но медикаменты врач назначает лишь при острой необходимости. Ребенку необходимо создать дома комфортную, доброжелательную обстановку, отказавшись от переездов и других перемен, которые могут спровоцировать для маленького члена семьи стрессовую ситуацию.

Взрослым рекомендуется избавиться от вредных привычек и по возможности избегать конфликтов.

Профилактика неврозоподобных расстройств

Профилактические меры, направленные на предупреждение возникновения неврозоподобных расстройств, ВСД, дистонии, во многом состоят из создания благоприятного климата в семье. Для взрослых важно отсутствие конфликтных ситуаций и чрезмерных нагрузок на рабочем месте. Наряду с этим имеют большое значение здоровый образ жизни, закаливание, физические упражнения, занятия спортом, полноценный отдых и сон не менее 7-8 часов в день. Если раздражающие факторы исключить невозможно, то необходимо постараться изменить свое отношение к ним.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Неврозы и неврозоподобные состояния

Неврозы и неврозоподобные состояния

Врач-невролог Ю.М. Амдур

Нервное расстройство или невроз – это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.

Нервные расстройства можно разделить на три степени:

• кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

• невротическое состояние (длится несколько месяцев);

• невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 – 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 – 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

• повышенные: ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

• повышенное стремление к первенству , желание всегда быть лучше других.

– завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;
– непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;
– «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды , пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки ( всевозможные кружки и секции) , острые и хронические болезни.

Можно выделить три основные формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз)

Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, часто болеет, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Читать еще:  Прыщ в интимном месте

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврастении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

2. Истерический невроз

Если ребенок эгоистичный, капризный, “демонстративный”, любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу/не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничения), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации – впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо» ) разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами. Как сопутствующий симптом могут появиться нервные тики – однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) – или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях, поэтому ведущая роль в данной ситуации принадлежит психологу.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс. Седативная (успокоительная терапия) является лишь помощником.

Необходимо изменить стиль воспитания , укрепить характер ребенка , развить его эмоциональную сферу . Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность , помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Неврозоподобные состояния у детей чаще всего возникают в возрасте от 2 до 7 лет. В отличиие от неврозов, в происхождении таких нарушений отсутствует психотравмирующий фактор. Патология имеет органическую природу и зачастую связана с нарушениями деятельности головного мозга. Началу течения неврозоподобного состояния могут способствовать некоторые болезни внутренних органов.

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических факторов. Большую роль играют врожденные факторы, наследственность, алкоголизм родителей и т. д.

Неврозоподобные состояния у детей часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.

Дети находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, жалуются на усталость. Частыми спутниками заболевания являются нервные рвоты с отказом от еды (анорексия), ночное недержание мочи, заикание, тики, страхи и т. д. Патология характеризуется замедлением или учащением пульса, тошнотой и рвотой, сухостью кожи или повышенной потливостью, задержкой стула или диареей и другими болезненными проявлениями.

Диагностика и лечение

Главными диагностическими признаками, на основании которых неврозоподобное состояние можно отличить от невроза, являются отсутствие связи заболевания с психотравмирующими ситуациями, а также меньшая результативность психотерапии. При обнаружении и устранении причины НС постепенно восстанавливается и здоровье больного. Медикаментозное лечение в комбинации с психологической помощью, физиотерапией и созданием спокойной домашней обстановки с доброжелательным отношением к ребенку гарантирует благоприятный исход.

Санкт-Петербург, ул. Ярослава Гашека, д. 30, к. 2

Все о неврозоподобном синдроме

Когда речь идет о неврозе, практически каждый из нас примерно представляет, что это такое и от чего он появляется. А вот диагноз «неврозоподобный синдром» может поставить в тупик не только пациента, но даже некоторых врачей. Что же это за состояние и как с ним можно бороться?

Что это такое?

Как и в случае с неврозами, у неврозоподобного синдрома отсутствует код по МКБ-10. То есть, официальная медицина такого понятия не признает. Однако это не значит, что его не существует, просто симптомы, похожие на невротические, сопровождают течение многих заболеваний и органических патологий.

Особенностью неврозоподобного синдрома (НС) является то, что он возникает не после психологической травмы и не на фоне хронического стресса, как обычные синдромы невротического уровня. Наоборот – «нервные» симптомы происходят из-за какого-то реального, не психологического заболевания. Неврозоподобный синдром не имеет психологических причин возникновения, хотя у конкретного пациента может быть врожденная предрасположенность к возникновению подобного синдрома.

Считается, что НС может проявляться при любом тяжелом заболевании. Перечислим лишь некоторые из них:

  1. Бронхиальная астма, пищевая или кожная аллергия.
  2. Эндокринные и гормональные нарушения типа диабета или гипертиреоза.
  3. Некоторые пороки головного мозга.
  4. Заболевания печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Болезни желудочно-кишечного тракта (язва желудка, гастрит, дисбактериоз).
  7. Психические болезни типа шизофрении, параноидального синдрома и тд.

У детей есть свой «перечень» специфических возрастных (и не только) отклонений, которые также могут вызывать НС:

  • нарушения внутриутробного развития;
  • влияние на будущего ребенка негативных факторов (курение, алкоголь и тд);
  • наследственная неполноценность некоторых систем и отделов мозга;
  • родовые травмы;
  • перенесенные в раннем детстве нервные заболевания.

В общем же неврозоподобный синдром относится специалистами к промежуточному состоянию между собственно неврозом и органической патологией. И чаще всего он встречается у детей от 2 до 7 лет. В этом случае возникновение НС можно связать с патологиями развития головного мозга у ребенка. Впрочем, иногда данное нарушение может проходить само, как говорят в народе – ребенок «перерастает» его со временем, так как детский мозг имеет огромный потенциал для регенерации. Так что примерно после 12 лет, с началом полового созревания, симптомы расстройства могут сойти на нет, но уповать на это не стоит – лечение и профилактика необходимы в любом возрасте.

Симптоматика неврозоподобного синдрома

Как и при неврозах, она может быть очень обширной и разнообразной.

Неврозоподобное состояние у взрослых проявляется резкими перепадами настроения, при этом больной чаще бывает злым или раздражительным, чем спокойным и доброжелательным. Пациенту сложно контролировать свои эмоции и приступы агрессии. При этом может отмечаться быстрая утомляемость и снижение концентрации внимания. Все перечисленные признаки напоминают первую и вторую стадию неврастении, однако стоит напомнить, что психологических причин у неврозоподобного синдрома нет – они могут лишь незначительно усиливать симптомы.

К телесным проявлениям НС можно отнести:

  • нарушения сна;
  • запоры и жидкий стул;
  • рвоту в стрессовых ситуациях;
  • отсутствие аппетита, которое может даже привести к анорексии;
  • перепады давления и пульса;
  • слезливость, повышенное потоотделение.

Как правило, больному свойственны также: мнительность, постоянно тревожное состояние и большое количество страхов.

Важно! Для НС совершенно необязательно проявление сразу многих симптомов – это зависит от заболевания, которым вызван синдром, и в некоторой степени личностью самого пациента, его мировоззрением (хотя эту гипотезу некоторые специалисты активно отвергают, так как она противоречит основному признаку неврозоподобного синдрома: не «болезни от нервов», а «нервы от болезни»).

Неврозоподобное состояние у детей имеет свои особенности и свою симптоматику. В том числе:

  • Гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • Плаксивость или агрессия;
  • Нарушения стула, такие как запор или наоборот – диарея, боли в животе;
  • Повышенная тревожность, ночные кошмары, страхи и фобии;
  • Проявления астении, сниженный тонус;
  • Тошнота и рвота, отказ от пищи;
  • Энурез, тики, заикание;
  • Чрезмерная потливость или же сухость кожи.
Читать еще:  Башкирский мед белая роза

Диагностика и лечение

Первое, что необходимо сделать – выявить природу недомогания. Это значит, что специалист должен четко определить, с чем он имеет дело – с неврозом или все-таки неврозоподобным синдромом. Тактика лечения этих состояний достаточно сильно различается – например, основным методом терапии неврозов является работа с психологом, а при неврозоподобном синдроме она будет недостаточно эффективной.

Поэтому пациенту следует пройти полное обследование, которое назначается, исходя из имеющихся симптомов. На первом этапе этим занимается врач-невролог, который назначает в том числе МРТ мозга и ЭЭГ. Если по результатам исследований никакой органической патологии не обнаружено, то доктор имеет право предположить, что речь идет все-таки о неврозе – и направить больного к врачу-психотерапевту или психиатру.

При неврозоподобном состоянии во время исследований будут выявлены отклонения в работе мозга и других систем организма. Основное лечение пациенту назначит врач-невропатолог, но в некоторых случаях понадобится помощь и других узких специалистов – кардиолога, гастроэнтеролога, эндокринолога и тд. Это обусловлено тем, что в первую очередь нужно вылечить первопричину синдрома – то есть, имеющееся органическое заболевание, и лишь потом (или параллельно) восстанавливать нарушенные функции мозга и нервной системы в общем.

Главным направлением при лечении неврозоподобного синдрома является медикаментозная терапия, направленная на устранение причины заболевания и улучшение работы головного мозга.

Широко используются физиопроцедуры, особенно – для лечения детей. Также может понадобиться помощь психолога, так как сами проявления синдрома могут восприниматься пациентом достаточно тяжело.

В рамках терапии взрослым больным рекомендуется изменить образ жизни в сторону более здорового, отказаться от вредных привычек и уменьшить количество стрессов (например, на работе). Детям в той же ситуации необходима спокойная и доброжелательная атмосфера в семье, отсутствие серьезных потрясений (переездов, перелетов в отпуск, смены детского учреждения или школы). На период лечения пациент должен находиться в максимально спокойной обстановке – это будет способствовать скорейшему выздоровлению.

Профилактика неврозоподобных состояний

Специфической профилактики данного синдрома нет, но существуют общие рекомендации, которые будут полезны пациентам любого возраста.

Необходимо внимательно прислушиваться к «сигналам» организма, вовремя проходить обследования и лечиться, если было выявлено какое-либо заболевание. Именно затягивание с лечением может спровоцировать осложнения со стороны нервной системы.

Для детей профилактика неврозоподобного синдрома начинается еще в утробе матери. Беременной женщине стоит обращать пристальное внимание на рекомендации врачей, не отказываться от назначенных препаратов, анализов и вмешательств. Все это повышает шансы родить здорового ребенка. Если же патология была выявлена, то у матери будет время, чтобы найти необходимых специалистов, которые окажут помощь малышу сразу после рождения.

Если неврозоподобный синдром у ребенка выявлен после 2 лет, либо диагноз официально не поставлен, но ребенок беспокойный, имеется отставание в психомоторном развитии, плаксивость, истеричность и другие особенности поведения, свидетельствующие о возможном неблагополучии, не стоит затягивать с обращением к врачу. Мозг маленького ребенка обладает колоссальным ресурсом для восстановления и регенерации, но лечение народными средства, у бабок и знахарок в данном случае не принесет эффекта, но усугубит проблему. Поэтому единственное, что могут сделать любящие родители – найти для своего чада хорошего врача-невропатолога и строго соблюдать все его рекомендации, включая и прием назначенных медикаментов.

Почему у детей возникает неврозоподобный синдром?

Синдром неврозоподобный у детей проявляется в возрасте от 2 до 7 лет. Природа неврозоподобного синдрома скорее органическая, чем психогенная, то есть он возникает не вследствие какой-нибудь психологической травмы, а вследствие болезни или нарушений работы головного мозга.

Причины возникновения синдрома

Неврозоподобные состояния у детей могут быть вызваны разными факторами, но нервные приступы являются не самой болезнью, а только ее проявлением. Причины такого синдрома следующие:

  1. Нарушение внутриутробного развития: были осложнения во время беременности, прием запрещенных медицинских препаратов, курение и алкоголизм родителей, будущая мать переживала стрессы в период беременности, тяжелые, долгие роды, родовые травмы ребенка. Все это может плохо сказаться на здоровье и нервной системе малыша.
  2. Перенесенные уже после рождения заболевания нервной системы ребенка. Эти заболевания бывают инфекционного, травматического или соматического характера. В первом случае разного рода вирусы поражают слабую нервную систему малыша и наносят вред общему состоянию здоровья. Поскольку маленький ребенок часто падает, то даже небольшая травма головы, сотрясение могут спровоцировать нарушение работы головного мозга и гипоталамуса. Под соматическими причинами имеются в виду хронические инфекции, аллергические реакции, болезни желудочно-кишечного тракта, легких, сердечно-сосудистой системы.
  3. Наследственные болезни и неполноценное функционирование головного мозга.

Врачи разделяют неврозоподобные состояния на две группы: расстройства при нервно-психических заболеваниях, таких как шизофрения, эпилепсия и т. д., и непроцессуальные неврозоподобные расстройства при соматических заболеваниях и органической патологии головного мозга.

Именно второй вид заболевания чаще всего диагностируют у детей.

Больные неврозоподобным синдромом наблюдаются и лечатся у невропатолога, тогда как расстройства нервно-психического характера лечит психиатр.

Клиническая картина

Симптомы неврозоподобного состояния очень похожи на симптомы невроза, поэтому поставить правильный диагноз может только квалифицированный специалист после проведения обследования.

Родителям нужно обращать внимание на такие симптомы:

  1. Гиперактивность с синдромом двигательной расторможенности, дефицитом внимания.
  2. Ночные кошмары, страхи, фобии.
  3. Депрессия, плаксивость, агрессия.
  4. Тревожность, беспокойность, учащение пульса и сердцебиения.
  5. Тошнота и рвота при приеме пищи (нервная анорексия).
  6. Проблемы со стулом (частые диареи или запоры).
  7. Недержание мочи (энурез), после того как малыш уже был приучен к горшку, заикание, нервные тики.
  8. Повышенная потливость или сухость кожи.
  9. Ребенок быстро устает, жалуется на отсутствие сил, низкий тонус мышц.

Гиперактивность случается у 20-35 % детей после органического поражения головного мозга до или во время родов. У таких детей повышенная двигательная активность, плохая концентрация внимания, неуклюжесть, рассеянность, они очень возбудимы.

Ответной реакцией на любые замечания будет плач, истерики, крик. Общее развитие первого года жизни протекает хорошо, они активны, быстро всему учатся, любознательны.

При неврозе ребенок плохо спит, боится один оставаться в комнате, боится темноты, сам придумывает страшные истории. Он не интересуется ничем конкретным, не может себя занять, ноет, пытаясь любым методом привлечь внимание. Иногда проявляет необоснованную агрессию к окружающим.

Под нервными тиками подразумевают бессознательное подергивание руками, моргание, поднимание бровей, вздрагивание, пожимание плеч как реакцию на какую-нибудь тревожную, неприятную для ребенка ситуацию.

Тики зачастую монотонны и однотипны, а если обратить на них внимание, то ребенок может их остановить. Если у ребенка продолжительное время проявляется несколько из этих симптомов, нужно обратиться за консультацией к невропатологу, так как причина может быть более серьезной, чем кажется на первый взгляд.

Лечение заболевания

Чтобы вылечить неврозоподобный синдром, нужен комплексный подход и профессиональная диагностика. Важно найти органическую причину болезни и в первую очередь лечить ее, а уже для облегчения психического здоровья ребенка заниматься с детским психологом.

На первом этапе лечения ребенок проходит такие обследования, как электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография, необходимы консультации эндокринолога, гастроэнтеролога и кардиолога. После установления причины нервного расстройства врач назначает лечение органической болезни. Когда исчезнет она, перестанет беспокоить и неврозоподобный синдром. Больной ребенок проходит реабилитацию в несколько этапов:

  1. Лечение медикаментами предполагает устранение причины болезни (органической, соматической или инфекционной), коррекцию работы мозга и гипоталамуса. Также назначают препараты, снижающие возбудимость, агрессию, а также антидепрессанты.
  2. Часто невропатологи назначают физиотерапию. При астеническом состоянии (синдром гиперактивности) советуют общеукрепляющие средства: электрофорез с кальцием, димедролом, бромом, магния сульфатом, аминазин по воротниковой методике (при заиканиях), электросон.
  3. Важно обратить внимание на психологическую помощь, проводить занятия с логопедом, арт-терапию.
  4. Очень большую роль в лечении ребенка играет психологическая обстановка в семье, единство воспитания, поддержка, похвала ребенка, позитивная, дружелюбная атмосфера, правильный режим дня ребенка. В этом случае консультацию у специалиста стоит пройти и маме, и папе для выработки единой модели поведения.

Напоследок нужно подчеркнуть, что главной причиной отличия неврозоподобного синдрома от невроза является отсутствие связи между болезнью и психологической травмой, и при лечении большую роль играют медикаментозные средства.

Но полное выздоровление возможно лишь при комплексном подходе, включающем воздействие как на физическое, так и на психологическое здоровье ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector