greenmarket.su

Конфликтогены это в психологии

Конфликтогены – занозы нашего общения

Хочется задеть – кидаем конфликтогены.
скачать видео

​​​​​​​Словом можно задеть, словом можно ударить. Слова, интонации и обороты, задевающие собеседника и напрягающие атмосферу в общении – это конфликтогены. Впрочем, шире: это и обидные жесты, и оскорбительный взгляд, и отказ продолжать общение – все это также может оказаться конфликтогеном. Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность (уронили чашку и брызнули кофе на соседа), необязательность (договаривались – не сделал), нарушение правил приличия (Не уступили бабушке место, не поздоровались с соседями, не попрощались с гостями, не поблагодарили за услугу коллегу, не позвонил родственникам…). Конфликтогены бывают везде: бывает, что на уровне общения человек ведет вежливо, а на уровне отношений ведет себя конфликтно.

Конфликтоген легко почувствовать, но конфликтогены очень сложно определить. Что является конфликтогеном, а что – нет? Скучающее лицо в ответ на глупость – это просто искренняя эмоциональная реакция или обидный конфликтоген? Где проходит граница между требованием справедливым и рождающим конфликт? Похоже, что конфликтогены – не догма, а социальная условность. То, что конфликтно между одними людьми, между другими – норма или даже радость.

​​​​​​​​​​​​​​Конфликтогены – это мини-провокации, но, в отличии от провокаций, чаще ненамеренные, неосознанные.

Если девушка в разговоре несколько раз перебивает своего парня, это скорее проявление невоспитанности и бытовой конфликтоген; если же она прижимается во время танца к другу своего любимого – это уже не просто конфликтоген, это уже явная отношенческая провокация.

Если муж в гостях сидит со скучающих лицом – это мелкий конфликтоген. Если же он всем лицом показывает, что ему здесь плохо и тошно – это больше, чем конфликтоген, это уже конфликтный посыл, это вызов на конфликт.

При том, что конфликтогены бывают и поведенческими, чаще всего говорят о конфликтогенах применительно к ситуациям общения. Тогда конфликтоген – это коммуникативный элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.

Образно – коммуникативный укол или удар.

Конфликтогены – источник огромного количества бытовых конфликтов. Самая большая проблема с конфликтогенами в том, что сам автор конфликтогенов их обычно не замечает. Или, если даже замечает, то считает это вполне допустимым, нормальным (“Ничего страшного!”) или заслуженным: “Сам виноват!”. Однако, когда даже мелкие конфликтогены задевают нас, это нас – задевает. Мы реагируем в ответ, нам отвечают – и так далее, загорелся конфликт.

Самый популярный вопрос в связи с конфликтогенами, это – как на них реагировать? Да, как реагировать на конфликтогены? – Единого ответа на этот вопрос нет, но подсказки дать можно. Главное – реагировать внутренне спокойно, тогда будет легче подобрать адекватную внешнюю форму реакции.

К сожалению, несколько реже звучит другой вопрос: а как мне не задевать окружающих, как очистить собственное общение от конфликтогенов? Возможно, вы эмоциональны и в общении с тем, на кого вы обижены или кто вас злит, вы допускаете конфликтогены. Очень может быть, вы их даже не замечаете или считаете совершенно справедливыми, но это никак не отменяет одного обстоятельства: пока вы допускаете в общении с этим человеком конфликтогены, у вас отношения останутся плохими и конфликты продолжатся. Естественно, бывают ситуации, когда конфликтогены приняты и, более того, необходимы. В принципе живое общение не может быть стерильным, какая-то доза конфликтогенов между еще живыми и бодрыми людьми являются как раз показателями доверия между ними, тем не менее, основное направление остается: от конфликтогенов себя нужно отучать.

Читать еще:  Асимметрия атланто аксиального сочленения

Да, это бывает непросто, особенно если человек не получил хорошего воспитания. От тонких конфликтогенов трудно избавляться, потому что люди (авторы) их часто не замечают, а от грубых избавляться трудно, потому что “это” сделать просто хочется, потому что эти горячие слова так и рвутся с души. Чтобы не допускать в своем общении ненужных конфликтов, полезно знать их “в лицо”. Типичные коммуникативные конфликтогены – это грубость и оскорбления, обвинения и оправдания, запреты и возражения, категоричность, перебивания. Выучите их речевые формы наизусть и больше никогда эти обороты не используйте. Попробуйте, вам понравится!

Как напоминать себе о важности синтонного общения? Одна из любопытных техник – “Двойная сплошная​”. Посмотрите, возможно вам это подойдет.

Отдельный и очень непростой вопрос – как отучать от конфликтогенов других людей? Есть моменты времени, когда на конфликтогены в наш адрес человеку указывать эффективно. Он с большой вероятностью нас услышит и это скорее всего даст эффект. А есть моменты времени, когда указание ему на его конфликтогены не даст ничего, кроме напряжения и осложнения отношений. Подробнее см.→

Практичная мораль

Мастер общения может в своей речи использовать все, включая конфликтогены – но чтобы таким мастером стать, будьте внимательны к потребностям окружающих людей и научитесь следить за чистотой своей речи. Это – выгодно и практично.

Когда-то давно, еще лет тридцать назад, я учился у Аркадия Петровича Егидеса​ в его Клубе культуры общения «Маленький принц». Его любимая тема была – конфликтогены, он много рассказывал об этих привычных речевых оборотах, которыми мы задеваем близких людей, часто даже не замечая этого. Возражения, категоричность, жесткий и агрессивный тон, негативные оценки и обращение к неприятной для собеседника теме. «Нет. Ты не прав. Ты что? Ничего подобного! Объясняю. А если подумаешь? Как обычно, из-за тебя. О, господи! Ну почему. Понимаешь. Как бы тебе это объяснить. » – список даже типовых конфликтогенов выучить было непросто, но я учил, чтобы забыть эти обороты на всю ближайшую жизнь. Я понял, что это для меня важно, я стал над этим работать и где-то за пару месяцев результата добился, очистил свою речь от конфликтогенов. Прошло время. Где-то лет через десять я заинтересовался: «А что мне это дало для жизни?» и прикинул результаты тех занятий в денежном выражении. Вспомнил переговоры, которые оказались успешными, порадовался за отношения, которые удалось сохранить несмотря на сложности… Действительно, всегда есть простой вопрос: «Сколько я готов был заплатить денег, чтобы добиться результата в этом разговоре? Чтобы спасти важные мне отношения?» Я называл для себя суммы и складывал. Цифры оказались ошеломляющими: только на этом умении я за прошедшее время заработал несколько десятков тысяч долларов. Что б мои все вложения давали такой же процент прибыли.

16 Конфликтогены

Конфликтогены, их признаки
и возможности нивелировки

Наблюдения показывают, что большая часть конфликтов возникает помимо воли и желания их участников. Возникновение конфликта представляет собой процесс, в котором важнейшую роль играет интерпретация ситуации как конфликтной. Здесь важнейшую роль играют факторы восприятия ситуации как конфликтной (актуальность, значимость проблемы, отношений, связей). И поведенческие проявления – раздражители, провоцирующие усиление противостояния. Последние можно определить как конфликтогены, т.е. факторы, приводящие непосредственно к конфликту.

Читать еще:  Дюфалак время действия

Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если реализуются следующие признаки конфликтогенов:

· ущемля­ются интересы, потребности, нивелируются значимые цели и ценности;

· подрывается самооценка, создается угроза личностному, профессиональному, физическому, психическому статусу;

· возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);

· создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния: давление, санкции, унижение чувства достоинства и значимых интересов людей, наций, этносов;

· в поведении людей появляется неискренность, несправедливость, агрессия, эгоизм, безответственность.

В конфликтогенном поведении субъекта можно отметить также следующие черты:

· повторяющаяся форма поведения или отношения; ригидность, навязывание своих советов; грубость, бестактность, хвастовство, ка­тегоричность; самоутверждение за счет другого; битье по уязвимым местам критикой и упреками; подчеркивание собственных достоинств, надменность;

· необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная, авансированная похвала других; чрезмерная похвала;

· нарушения этики, обман, напоминание о неприятной ситуа­ции, проявление агрессии, эгоизма;

· чрезмерное демонстрирование боли, гнева, отвращения, брезгливости, презрения, страха, стыда и вины, плохого настроения – все это чревато неверным истолкованием;

· чрезмерная направленность на других, то есть гиперактивностъ в приобретении контактов, это воспринимается как нескром­ность, навязчивость, чрезмерная демонстративность;

· чрезмерная направленность против других: подозритель­ность, критичность, агрессивность, стремление найти правду и др.;

· застенчивость, склонность к одино­честву, изоляция;

· чрезмерная пассивность, ко­гда человек боится сделать что-то, чтобы не быть осужденным, по­стоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится к контактам;

· недостаточная уверенность в себе, чувство неустойчивости, являясь следствием общей неуверенности и слабой саморегуляции в психосоциальной сфере, провоцирует включение механизма подав­ления данной личности как возможной несостоятельности какого-либо действия в данной группе;

· перемены настроения, меланхолия, напряжение, нервозность, равнодушие, являясь следствием неполадок в общении, продуцирует неадекватное восприятие человека членами группы и отторжение его как субъекта, вносящего дискомфорт в отработанную атмосферу взаи­модействия;

· необщительность, одиночество, страх общения в группе, отсутствие контактов с противоположным полом, являясь следствием неполадок общения, провоцирует группу на активное воздействие;

· несоответствие поступков человека принятым в коллективе нормам и жизненным ценностям.

Все эти проявления можно объединить в три типа конфликтогенов:

· стремление к превосходству: приказ, угроза, резкое замечание, критика, обвинение, насмешка, издевка, сар­казм, снисходительное отношение, то есть косвенное проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности;

· проявления агрессивности: оскорбление, унижение, насилие (психологическое, физическое, сексуальное);

· проявления эгоизма, когда во взаимодействии принимаются в расчет только собственные интересы, потребности, желания.

Как правило, один конфликтоген еще не способен привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов», так называемая эскалация. Проявляется она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным, часто максимальным конфликтогеном среди всех возможных.

Получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому, руководствуясь желанием избавиться от возникшего раздражения, отвечает тем же, но усиленным по максимуму. Так возникает стремление проучить, наказать и т.д. В результате чего сила конфликтогенов нарастает. Хуже всего в подобных ситуациях детям, они не понимают происходящего, но интенсивно впитывают негативный потенциал конфликта, который впоследствии может вызывать даже заболевания различного рода. Поэтому, прежде чем конфликтовать, необходимо подумать: кому это нужно, зачем это нужно, а мне это нужно?

Для нивелировки, снижения вероятности проявления конфликтогенов важно:

· научиться принимать другого таким, каков он есть, дать право и возможность ошибки себе и другому, быть заинтересованным в реализации возможностей каждого;

Читать еще:  Пролежни на пятках черного цвета

· во взаимодействии применять техники психологической амортизации: а) соглашайтесь со всеми доводами оппонента (но внешне, подчеркивая «вы имеете на это право, но»… уточните, объясните и пр.), б) выражайте сочувствие и понимание по поводу ваших «недостатков» (да, действительно, я не поняла, мне очень жаль и пр.); в) дайте максимально возможную агрессию себе и максимально возможный позитив агрессору (я – чудовище, а вы замечательный человек, но зачем вы со мною связываетесь?);

· в процессе общения оперировать вопросами, а не утверждениями, ибо вопросы заставляют думать, а утверждения страдать.

Для профилактики конфликтогенов и конфликтов важно чаще проявлять эмпатию (сопереживание), уважение к собеседнику, признание его прав и особенностей, уважение границ его психологического пространства. Необходимо быть осторожным в высказываниях и действиях, уметь признавать свои ошибки и быть внимательным к окружающим.

Безусловно, перечисление причин конфликта может и способ­ствовать разрешению конфликта, а может его и усугубить. Однако знание причин может предотвратить конфликт или же перевести его с эмоционального (практически неразрешимого) уровня на интел­лектуальный, способствующий здоровому разрешению противоре­чий и разногласий. Односторонней вины в конфликте не существует, и если вы попали в ситуацию конфликта, то, прежде всего, найдите причину в себе, затем общую причину, а причину другого позвольте определить ему самому. То есть в ситуации конфликта совсем не обязательно активно искать причину, важно понять другого и стремиться к единению с ним для решения общей проблемы. А в ходе решения общей проблемы обозначаются решения и индивидуальных проблем.

В настоящем обсуждении мы рассмотрели только общую классификацию причин конфликтного взаимодействия. Существенные особенности семейных, детских, школьных, производственных, межнациональных и других конфликтов будут рассмотрены в после­дующих материалах.

Думается, что знакомство с приведенной классификаци­ей причин конфликтного взаимодействия позволит рассматривать конфликт как возможность для совершенствования в личностном, коммуникативном, организационном планах; как ревизию собствен­ных недостатков; как выявление различного рода барьеров, сдержи­вающих личностный и профессиональный рост.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите своеобразие подходов к изучению причин конфликтов.

2. Как вы понимаете понятие «причина конфликта»?

3. Какую роль в жизни субъекта играет психическое напряжение и социально-психическая напряженность?

4. Какие факторы являются основой для возникновения конфликтной ситуации и почему?

5. Охарактеризуйте социальные факторы и определите их психологическую роль в возникновении конфликтов.

6. Охарактеризуйте социально-психологические факторы, способствующие возникновению конфликтов.

7. Охарактеризуйте психологические факторы, продуцирующие конфликтное противоборство.

8. Какова роль направленности личности, характеристик самосознания и психических состояний в детерминации конфликтов?

9. Какие нарушения мотивационной и эмоциональной сфер продуцируют конфликт?

10. Как влияют характерологические особенности и разбалансированность элементов личности на возникновение конфликтов?

11. Какие личностные особенности наиболее конфликтогенны?

12. Охарактеризуйте проблемы восприятия, общения, эмоциональные барьеры, продуцирующие конфликт.

13. Какие психологические особенности отношений являются причиной конфликтов?

14. Как проявляются гендерные и возрастные различия в детерминации конфликтов?

15. Охарактеризуйте психологические факторы профессиональной деятельности и межличностных коммуникаций, продуцирующие конфликт.

16. Перечислите детерминанты социогрупповой напряженности, проецируемые на отношения людей.

17. Охарактеризуйте ценностные факторы и социальные интересы, продуцирующие конфликт.

18. Какую роль в возникновении конфликтов играют характеристики восприятия и интерпретации социальных проявлений субъектов?

19. Охарактеризуйте компоненты конфликтной ситуации, продуцирующие конфликт.

20. Какие проблемы развития общества оказывают существенное влияние на возникновение конфликтов?

21. Что вы знаете о конфликтогенах (понятие, признаки, возможности нивелировки)?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector