greenmarket.su

Классификация видов общения

2.1. Классификация видов общения

Делая попытку классификации видов общения, стоит отметить, что единого подхода по этому вопросу в психологической науке не достигнуто. Учитывая это, скажем, что общение может выступать в двух основных вариантах. Оно может быть предметно сориентированным, т.е. осуществляться в ходе совместной не коммуникативной деятельности. Это генетически исходный вид общения (как в фило -, так и в онтогенезе). Но даже и в этом случае стоит разграничивать взаимодействие и собственно общения. Общение необходимо для взаимодействия, но одно и тоже общение может быть различной направленности, разного характера и объема. Более сложный вариант общения представляет собой “чистый” общения, не включенное в не-коммуникативную совместную деятельность. Здесь можно рассмотреть социально ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.

Человек, находясь в общественных отношениях с другими людьми, может общаться:

I. По критерию пространственного существования

Непосредственное общение – это вид общения, при котором происходит прямой контакт между субъектами общения. Например, студенты, слушая лекцию преподавателя, общаются с ним непосредственно, при прямом контакте (видя, слушая его живой язык).

Опосредованное общение – это вид общения, противоположный до непосредственного общения, и является таким, при котором субъекты общения не контактируют друг с другом, но одновременно вступают в коммуникативные связи. Например, читая любую книгу, вы косвенно общаетесь с автором этой книги; не зная его, не видя его, не контактируя с ним вы получаете определенную информацию в интерпретации этого автора.

II. По критерию мотивации к общению

Желательно общение – это вид общения к которому мы стремимся, которого желаем. Например, в анонсе телепрограмм вы нашли интересную для себя программу или телефильм и в определенное время включаете телевизор, то есть вы стремитесь к такому общению.

Нежелательно общение – это вид общения, от которого человек избегает, уходит, убегает. Например, вы заходите в общественный транспорт в “час пик”; много людей, тесно, люди стоят близко друг к другу, держат малую дистанцию между собой, безусловно, что это для людей является определенным дискомфортом. Некоторые отклоняется, отворачивается в другую сторону, постоянно смотрит в окно, другой читает газету, книгу, кто слушает музыку – все это ради того, чтобы избежать прямого нежелательного контакта.

III По критерию ориентации на собеседника

Межличностное общение этот вид общения наиболее распространен в жизни человека, а конкретно – это непосредственные общественные связи людей в контексте “субъект-объектных” и “субъект-субъектных” отношений.

Массовое общение – это вид общения, которое направлено не на конкретного человека, а на массу людей. Такое общение осуществляется через телевидение, средства массовой коммуникации. Через такой вид общения происходит обмен информации от поколения к поколению, от одной нации к другой.

IV. По критерию временного ограничения

1. Кратковременное общение – этот вид общения ограничен во времени. Например, есть люди, для которых общение дополнительный в этой жизни, основная функция их общения заключается в четком обмене информацией. Они пытаются не допустить того, чтобы общение их поглотило.

2. Длительное общение – это вид общения, при котором люди испытывают дискомфорт в отношениях, если не получат удовольствие от общения как непосредственного, так опосредованного. Для таких людей общения является самоцелью в жизни, они склонны к долговременных контактов, им постоянно нужно блокировать свою потребность в получении определенной информации от партнера по общению.

V. По критерию количества участников

1. Монологическое общение – это вид общения, которое предусматривает одностороннее направление информации, когда только один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, т.е. отсутствует обратная связь. При таких условиях происходит субъект-об’сктне общения.

2. Диалогическое общение – это вид общения, в основе которого лежит гуманное отношение к другому человеку с которым общаются. При таком общения оба являются активными участниками процесса общения, происходит обратная связь.

VI По критерию результативности:

Конфликтное общение – это особый вид общения, для которого характерно столкновение взглядов людей, их интересов и действий. Такое общение отрицательное, поскольку сопровождается негативными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями.

Маніпулятивне общение – это вид общения при котором один из коммуникантов хочет преобладать, иметь доминирующую позицию, подавляя интересы, желания и потребности другого участника коммуникативного процесса.

Классификация общения на основании характеристик и признаков процесса

Установление и развитие контактов между людьми и их группами называют общением. Классификация общения — структурно-функциональное определение различных процессов общения, которые помогают людям реализовать свои практические умения и навыки, сформировать правильные духовные потребности.

Плодотворный процесс общения имеет большое значение не только для развития отдельной личности, но и для общества в целом. Взаимодействие между людьми происходит в виде обмена информацией, который характеризуется уровнем восприятия и понимания между всеми участниками.

Общение и его разновидности

Существует несколько классификаций общения. С их помощью осуществлялись попытки предоставления необходимых средств для решения поставленных перед человеком задач и достижения им важных целей. Процесс общения порожден совместной деятельностью людей.

Классификации общения имеют различные основания. Их подразделяют:

  • по сферам деятельности;
  • типам субъектов;
  • они могут быть привязаны к определенному месту или времени.

Учитываются следующие коммуникативные критерии — характер, цель, направленность и форма выражения.

Характер общения бывает творческим (продуктивным) и формальным (непродуктивным). Направленность — гуманистической или манипулятивной.

По формам проявления, общение можно разделить на непосредственное, опосредованное, формальное и неформальное. В зависимости от вида деятельности собеседников, общение может быть деловым, семейным или спортивным.

Читать еще:  Ректально что это значит

В социальной психологии существует еще несколько типов межличностного взаимодействия:

  • манипуляция (скрытое воздействие);
  • диалог;
  • императив (авторитарная форма).

Классификация общения по направленности

Самой первой формой коммуникативного взаимодействия является непосредственное общение. Оно происходит с помощью органов человеческого тела — голосовых связок, головы, рук. Позже, с развитием общества, появилось опосредованное общение, осуществляемое с использованием простых орудий труда — палок и острых камней, оставляющих след на сыром песке. А затем более современных — радио, телефонов, телевидения, интернета.

Разделение и классификация общения в соответствии с его направленностью позволяет выделить в нем гуманистический вид и манипулятивный.

Для гуманистического общения характерны следующие критерии:

  • недопустимость эгоцентрического подхода и попыток решения собственных проблем и осуществления желаний за счет партнера;
  • полное доверие между собеседниками;
  • взаимное уважение и открытость;
  • понимание таких общечеловеческих ценностей как свобода и достоинство.

Общение, построенное на принципах гуманизма, можно назвать творческим. В его основе заложен совместный диалог, а мотивации и цели этого коммуникативного взаимодействия никогда не противоречат результату и использованным средствам.

При манипулятивном общении собеседник рассматривается как способ для достижения цели. В этом случае его ценность как человека не учитывается, в отличие от качеств, которые могут оказаться достаточно полезными.

Нельзя путать манипулятивное общение с формальным. Во время деловой встречи или дипломатической, общение происходит на официальном уровне, с соблюдением всех этических и моральных норм.

В отличие от манипулятивного, при котором возможен шантаж или неверное информирование партнера, с целью превращения его в марионетку.

Классификация общения по целям и содержанию

Осознанные контакты имеют цели, которые различаются из-за определенных условий и того, чем этот активный вид деятельности вызван, например:

  1. Биологические. Связываются с характеристиками субъекта, нужны для развития организма, удовлетворения базовых потребностей.
  2. Социальные. Используются для расширения и укрепления контактов, а также отношений, необходимых для личностного развития.

В зависимости от содержания, разговор может быть:

  1. Мотивационный. Во время процесса происходит передача установок, побуждение к действию или готовности.
  2. Когнитивным — с передачей необходимой информации для расширения кругозора, содействующей развитию навыков и способностей.
  3. Кондиционный. При нем происходит обмен психическими состояниями, необходимых для достижения человеком определенного расположения духа или физических ощущений.
  4. Материальный. Связывают с получением каких-либо благ, наиболее характерно для партнеров по бизнесу, стремящихся к заключению взаимовыгодной сделки.

Нормальное развитие человека невозможно без социума. Общаясь и устанавливая отношения с окружающими людьми, он:

  • реализует свои желания;
  • стремится к власти;
  • пытается улучшить свои умения.

Однако одними из самых важных человеческих потребностей в общении являются аффилиация (доверительное общение) и альтруизм (забота о других).

SmartPsyholog Умная психология

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.

Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяются и такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формы выражения, направленность.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций.

По характеру – общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям – на утилитарное и неутилитарное, по направленности – на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления – на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности – на открытое и закрытое, по сферам деятельности – деловое, семейное спортивное. В отечественной социальной психологии, утверждает Р. М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог.1

Попробуем разобраться в видах общения на примере некоторых классификаций:

Одна из них, которая упоминалась выше – классификация по направленностиприл.1.

Оно делится на гуманистическое

Гуманистическое общение характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счёт партнёра. Это общение ориентировано на ценности свободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которого является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнёра.

Проблема критериев гуманистичности общения достаточно сложна. В гуманистическом общении мотивация и цели не должны противоречить средствам и результату. Если любовь родителя к ребёнку, как говорят, слепа, то в общении с ним возможно неосознанное, даже «доброжелательное» ущемление человеческого достоинства. В данном случае налицо реальное несоответствие ценностных ориентаций, что является основой для сомнения в определении данного вида общения как гуманистического. Такое общение, хотят его участники или нет, становится порой манипулятивным.

Манипулятивное общение определяется как «такое общение, при котором к партнёру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей»2. конечно же, в такого рода общении человек не признаётся как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих – либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнёра по общению.

При определении видов общения необходимо соблюдать осторожность и учитывать факторы, при которых происходит это общение. Так, например формальное общение можно спутать с манипулятивным. Формальное общение это когда человек в рамках деловых, или дипломатических отношений общается с партнёром формально, на официальном уровне, но когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, шантажирует и т.д.), когда человека превращают в марионетку – это уже манипуляции, т.е. манипулятивное общение. Так же стоит отметить, что акт общения может являть собой разные виды, в зависимости от вида классификации, по которой его характеризуют. Так, например дистанционное обучение по психологии педагогического общения является личностно – групповым, опосредованным длительным общением.

Читать еще:  Приступообразный спазматический кашель характерен для

Психологические регуляторы труда
Система регуляторов человеческого поведения представляет собой сложную психологическую структуру. Центральная задача психологии труда как науки состоит в изучении фактов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда, в создании информационных условий для практики формирования должной .

Характеристика необходимых личностных качеств, присущих некоторым профессиям и особенности данных профессий
Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения .

Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, .

Электронная библиотека

Общение представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, взаимодействие и взаимовосприятие общающихся людей.

Общение присуще всем живым существам, отличием же человеческого общения является то, что оно опосредовано речью.

В психологии выделяют три основных аспекта общения:

1. содержание общения – собственно передаваемая собеседниками информация (знания, умения, эмоции людей и др.);

2. цель общения – то, для чего человек вступает в процесс общения;

3. средства общения – способы передачи информации от одного субъекта общения другому.

Главным средством общения является язык. Согласно определению в кратком психологическом словаре, язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Знак, в свою очередь, представляет собой любой материальный объект, выступающий в качестве указания или обозначения и использующийся для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Любое слово представляет собой знак (например, книга), все знаки определенного языка, в данном случае русского, образуют систему знаков.

Общее содержание, вкладываемое в конкретный знак, является его значением. Обучение языку – это процесс усвоения значений слов.

Вместе с тем слово, помимо общепринятого значения, может иметь для каждого человека индивидуальный, личностный смысл (например, общее значение слова книга – накопление и передача информации, а личностный смысл может быть связан с памятью о каком-то близком человеке и т.п.). Обычно, когда общение осуществляется в формальных рамках, люди, чтобы избежать недопонимания, пользуются общепринятыми значениями слов, в общении на личные темы, как правило, слова имеют субъективную окраску. Психологи утверждают: чтобы понять человека, необходимо знать личностный смысл используемых им знаков.

Помимо слов в общении знаками являются жесты, позы, мимические движения собеседников, согласно последним исследованиям они передают при непосредственном общении около 65 % информации. Данные знаки носят название невербальных средств общения.

В процессе общения не все знаки используются человеком сознательно, с этой точки зрения выделяют:

интенциональные – знаки, специально производимые для передачи информации;

неинтенциональные — знаки, передающие информацию непреднамеренно.

К неинтенциональным знакам относятся естественные проявления организма, такие, как бледность, покраснения кожных покровов, тремор пальцев рук и т.п., а также оговорки, ситуативные речевые междометия.

Неинтентенциональные знаки в процессе коммуникации передают информацию о конкретном человеке, его реакциях, чувствах и для делового человека важно уметь выделять эти знаки и верно интерпретировать.

В зависимости от содержания общения выделяют следующие виды:

· материальное общение – обмен продуктами деятельности, предметами;

· кондиционное общение – обмен психологическими или физиологическими состояниями, эмоциями, чувствами, настроением;

· мотивационное общение – передача партнеру по общению определенных установок, побуждений, готовности к чему-либо;

· когнитивное общение – представляет собой основу учебной деятельности и связано с передачей знаний;

· деятельностное общение – обмен умениями, навыками определенных действий.

Классифицировать общение в зависимости от целей значительно труднее, так как сколько у человека потребностей, столько и целей общения. В общем виде выделяют социальное общение, посвященное расширению и укреплению контактов человека в обществе, и биологическое общение, связанное с удовлетворением органических потребностей индивида.

В зависимости от средств общение может быть:

· непосредственное – осуществляемое при помощи естественных органов тела (головы, рук, языка, голосовых связок и т.д.);

· опосредованное – общение с помощью специально используемых средств (телевидение, телефон, письмо, печать и т.п.);

· прямое – предполагающее непосредственный, часто визуальный контакт собеседников;

· косвенное – когда процесс коммуникации осуществляется при помощи посредников;

· вербальное – общение при помощи речи;

· невербальное – осуществляемое при помощи мимики, жестов, пантомимики.

Кроме вышеперечисленных видов, общение можно условно разделить на деловое, содержанием которого является деятельность человека, и личностное, посвященное интересам, потребностям, проблемам субъекта.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни

В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.

В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.

Читать еще:  Высокое давление кружится голова

Виды общения по содержанию

В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

  • материальное;
  • когнитивное;
  • кондиционное;
  • мотивационное;
  • деятельностное и
  • конвенциональное общение.

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).

Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).

Виды общения по целям

С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.

Виды общения по средствам

В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

  • непосредственным;
  • опосредованным;
  • прямым;
  • косвенным.

Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие. К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.

При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, научиться говорить перед людьми, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).

Виды общения по времени

Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное;
  • целевое;
  • вербальное;
  • невербальное;
  • формально-ролевое;
  • манипулятивное.

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Педагогическое общение


Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

  • на основе увлечённости совместным делом;
  • на основе дружеского расположения;
  • диалог;
  • дистанцирование;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Обмен информацией в жизни

Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector