greenmarket.su

Игры для гиперактивных детей школьного возраста

Коррекционные игры для гиперактивных детей

​Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Но прежде чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

Игры для развития внимания

Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

Игры, способствующие закреплению умения общаться

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания.

Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный. См. →

Портал педагога

Автор: Матюнина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ “Немецкая школа № 1212”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: “Игры для терапии гиперактивных детей младшего школьного возраста”
Дата публикации: 12.10.2018
Раздел: начальное образование

Игры для терапии гиперактивных детей

младшего школьного возраста

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все

больше и больше.

Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет

просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует

что он огорчен, устал или «завелся».

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков

невербального взаимодействия с детьми.

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок –

заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние

между кругами – один-два метра. Один из зайцев – бездомный. Он водит.

«жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во

время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот,

кто остался бездомным, становится водящим.

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо

детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски,

остальные закрывают глаза, и,открывая их по команде взрослого, говорят, что

изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ»

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней.

Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик,

раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас

зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если

ребенок не подключается к разго¬вору, проговорите диалог сами. При этом

(перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.

Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в

случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка

здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный

промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить

договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

развитию координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу

плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки.

Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из

круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.

Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети,

взрослый может попросить детей помочь рыбке.

«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ»

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок- ложится на пол на большой лист бумаги или кусок

обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе

Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить

свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в

определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.?

Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда

твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как

ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся,

что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Читать еще:  Что сделать чтоб волосы не выпадали

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для

гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера.

Можно их организовать и дома, Такие игры успокаивают ребенка.

тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.

Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку

в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в

Цель: Развитие мышечного контроля.

Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и

засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические

раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок

коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Цель: Развитие координации движений.

Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое

же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5 – 1

м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар

сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде.

Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок

может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по

комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро

сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по

кругу (или по жела¬нию) рассказывают, какие звуки они услышали.

Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть

Игры для детей с СДВГ

Игры для гиперактивных детей

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) проявляется в повышенной возбудимости ребенка, его неспособности сконцентрироваться надолго на одном объекте и малой усидчивости. Мамы таких деток могут заметить, что они пропускают все мимо ушей, постоянно ерзают на месте и норовят прекратить деятельность, если она монотонна. Чтобы снизить проявление симптоматики, и приучить малыша контролировать свое поведение, существуют игры для детей с СДВГ. Они работают за счет тренировки тех психических процессов, которые при синдроме очень слабо развиты.

Правила поведения с гиперактивным ребенком

Для такого ребенка очень важно чувствовать любовь и заботу родителей. Не стоит акцентировать внимание, что у вашего чада есть какие-либо отклонения в поведении. Лучше окружите его теплом, будьте максимально деликатными.

По сути, относиться к гиперактивному ребенку нужно, как и к обычному, но при этом стараться скорректировать и направить в правильное русло особенности его поведения и психики.

Помните, синдром – это не результат плохого воспитания, избалованности или дурного характера. Это чисто нейрофизиологическая и психическая проблема. А значит, решить ее наказаниями, авторитарным давлением и криками не получится. Плюс, окрики, наказания и т.д, могут только усугубить существующую проблему. Поэтому, стоит:

  • меньше обращать внимание на проступки, и акцентировать внимание на достижениях;
  • при использовании игр для борьбы с СДВГ, давать четкие, короткие и понятные инструкции;
  • задействовать тактильные поощрения (поглаживания по плечу, похлопывания по спине и т.д);
  • использовать гибкую систему как поощрений, так и наказаний.

Педагогу, работающему с таким ребенком, нужно проявлять максимальное хладнокровие, так как именно оно дает преимущество. Не нужно заставлять заниматься часами без перерывов. Это все равно не даст результатов. Лучше чередовать нагрузки с отдыхом, устраивая физкультминутки.

Можно сделать выполнение упражнений более комфортным, подстраиваясь под естественный ритм организма гиперактивного малыша, и тем самым адаптировать его к выполнению поставленных задач по инструкциям и точно в сроки.

Не стоит допускать переутомление во время урока или проведения развивающих занятий. Давайте отдохнуть, расслабиться и переключиться на другую деятельность. В противном случае, малыш просто потеряет интерес к работе, а то и вовсе будет воспринимать ее как наказание или нечто, сдерживающее его от привычного ритма.

Занятие психолога и логопеда с гиперактивным ребенком должно сформировать чувство успеха. Поэтому, нужно немного снизить требования к аккуратности выполнения поставленных задач, делая акцент на их положительном результате.

В какие игры можно играть с гиперактивным ребенком

Чтобы помочь малышу стать более усидчивым, самоорганизованным и внимательным, можно использовать специальные игры для детей с СДВГ дошкольного возраста и школьников. Они также помогут улучшить память и внимание.

Так, для развития последнего, можно поиграть в «Лови – не лови». Суть заключается в том, что вы будете кидать ребенку мяч, попеременно меняя инструкцию, с требованием ловить его или нет. Причем для команды, нужно определить обозначающую категорию слов. Например, если мяч нужно будет словить, то бросающий называет предмет, который относиться к овощам. Если нет, то ребенок должен отбить мяч.

Научиться работать в коллективе, согласовать свои действия с остальными, и при этом правильно следовать инструкциям, можно при помощи игры «Давай поздороваемся». Для этого детям нужно хаотично передвигаться по помещению, здороваться с каждым, кто будет встречаться на их пути. Делать это следует следующим образом:

1 хлопок педагога или психолога – дети пожимают руки;

2 хлопка – нужно соприкоснуться плечами;

3 хлопка – здороваться следует соприкосновением спинок.

Такое упражнение также усиливается за счет тактильного контакта, который очень полезен для детей с СДВГ. Для большей эффективности, можно запретить разговаривать во время выполнения полностью.

Для развития саморегуляции, можно использовать игру «Клубочек». Для этого дайте малышу клубок ниток, желательно яркой пряжи. И скажите, что как только он начнет его сматывать, волнения, страхи и обиды начнут становиться все меньше и меньше, после чего совсем пропадут. Проводить игру стоит тогда, когда ребенок на грани срыва. Сделайте из этого своеобразный ритуал. Тогда малыш сам станет просить «волшебный клубочек», когда будет чувствовать, что его переполняют эмоции.

Для снятия напряжения, мышечных зажимов и тревоги, можно поиграть в «Зверька». Подготовьте для этого предметы разных размеров и конфигурации. Например, стеклянные бусы, кусочек меха, кисточку для рисования и т.п. Потом попросите ребенка оголить руку до локтя, и отгадывать, какой же зверек (предмет), сейчас бегает по ней. Проводите предметом по ладони, пальчикам. Можно также и по щечке, колену и т.д.

«Упражнения за партой»

Также стоит выделить игры, которые проводятся во время обычных занятий. Именно они помогают высидеть малышу урок. Игры для детей школьников с СДВГ проводятся даже за партой. Их цель снять напряжение, ненадолго сменить вид деятельности. По своей сути они просты, но при этом эффективны.

Дайте инструкцию поставить пальчики обеих рук на одной стороне парты. После команды нужно будет как можно быстрее «добежать» пальцами до другого края. Такое упражнение снимает психическое напряжение и развивает моторику рук.

Опыт родителей, использовавших игры для гиперактивных детей

Никто не говорит, что упражнения – это панацея, которая спасет от СДВГ. Однако результаты занятий заметны невооруженным взглядом, особенно, если они проводились правильно и в теплой атмосфере.

Помогают ли игры при синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Наличие положительных изменений Отсутствие результата
Инга.

Я отдала ребенка в группу подготовки к школе. В ней были дети с таким же синдромом. После занятий, малыш стал менее нервным. Все еще балуется, но при этом без крайностей. Плюс, лучше высиживает на занятиях.

Катя.

Занималась с сыном на дому. Во время игр часто отвлекался, капризничал. Особого изменения не заметила. Разве что было чем занять сына днем.

Алла.

Психолог посоветовал комплекс игр. Особенно понравились те, которые ориентированы на расслабление. Дочка стала спокойнее.

Валентина.

Заставить ребенка играть по правилам оказалось невозможно. Он и пяти минут спокойно не просидел. Дома вообще не хочет слушаться. В школе немного проще. Но там подобные упражнения не вводятся в достаточном объеме. Поэтому сдвигов не вижу.

Марина.

Играли с сыном с игры. Он как-то охотно в них участвовал. Акцент делали на развивающих внимание и саморегуляцию. Плюс, в школе также входили в положение деток с синдромом, поэтому не переутомляли их, и частенько делали физкультминутки. Это помогло нам проще адаптироваться к школе и научиться слушаться родителей и учителей.

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах www.wday.ru, www.psychologos.ru и www.sdvg-deti.com

Вывод

Важно понимать особенность данного синдрома, принимать ребенка таким, какой он есть. Если стать для него человеком, которому можно доверять, и при этом спокойно переносить выходки, со временем можно снизить степень проявления симптомов СДВГ.

Конечно, полного излечения дефицита внимания ждать не стоит, но адаптировать свое чадо к школе, научить его держать себя в руках и слушаться маму с папой вполне реально.

Главное – это упорство и терпение. С гиперактивными детьми не просто. Зато результат работы не сможет не порадовать.

СДВГ игры и упражнения (Видео)

15 игр, которыми можно занять гиперактивного ребенка

Если ребёнок носится по квартире без остановки и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

Замри-отомри и еще 14 игр для непоседы

Если ребёнок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть:

1. Попросите малыша вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1

2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идёт!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую — хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется»

3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» — это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять

4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребёнок выполняет команды

5. Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

6. Предложите ребёнку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

7. Попросите ребёнка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

8. Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки — это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).

10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша». Возраст ребёнка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.

12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребёнку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребёнком.

13. Лучше еще крохой приучить ребёнка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребёнок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребёнку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут). опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

СДВГ. Игры для развития контроля двигательной активности у гиперактивных детей.

Публикация 041. В предыдущих статьях мы рассказали, как характеризуются дети с Синдромом Дефицита Внимания и Гиперактивности, а также предложили несколько способов, чтобы улучшить взаимодействие с этими непоседами. В этот раз мы предлагаем игры, которые будут помогать таким детям научиться контролировать свою гиперактивность и импульсивность. (об играх для развития внимания у детей с СДВГ читайте здесь ).

Игры для развития контроля двигательной активностью

1. Игра Договор с руками. Помогает детям научиться самоконтролю за своими действиями. Если ребенок как-нибудь нашалил, что-нибудь сломал, кого-нибудь обидел, с кем-нибудь подрался и т.п. попросите ребенка обвести свою ладошку на бумагу (или сами обводим, если ему пока трудно). Потом попросите оживить нарисованные пальчики – пусть нарисует глазки, ротик, носик у каждого пальчика. Расскажите ребенку, то это его пальчики и вы хотите поговорить с ними. Начните разговор: «как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «что вам больше нравится?», «что вы не любите делать?» и т.д. Если ребенок затрудняется вести диалог, можете отвечать за него. Обязательно отметьте, что руки очень хорошие! Они много чего умеют делать, обязательно перечислите, что умеют руки , рассказывая, как это здорово! Расскажите, что руки иногда не слушаются своего хозяина, но хозяин обязательно поможет им и научит свои руки слушать его. Пусть руки заключат соглашение с хозяином, что в течении завтрашнего дня они будут послушными и будут делать только хорошие поступки: здороваться, обнимать родных, мастерить, любить свои игрушки. На завтра снова проговорить, что делали руки (если руки иногда не слушались, то все равно похвалить за то, что старались соблюдать договор) и заключить договор на новый срок, например на 2 дня (или, если рановато, то опять на 1 день).

Игры для развития контроля импульсивности

1. Игра Говори! Помогает научиться контролировать импульсивные действия, такие как выкрикивание и перебивание. Взрослый говорит ребенку, что он будет задавать простые и сложные вопросы, но ребенок будет отвечать на них только после того, как взрослый скажет «говори». Попытки выкрикнуть или перебить игнорируйте и настаивайте, что отвечать можно только после слова «говори». Вопросы могут быть какие угодно: «сколько пальцев на левой ноге?», «что сегодня ел на завтрак?», «когда у мамы день рождения?», «когда у тебя день рождения?». Ребенок отвечает только после того, как взрослый сказал сигнальное слово «говори». В эту игру можно играть в группе.

2. Игра съедобное – несъедобное. Подробно писали о ней в прошлой статье. Бросаете с ребенком друг другу мяч и называете съедобные или несъедобные слова. Если несъедобное, то мяч не хватаем.

3. Кричалки – шепталки – молчалки. Групповая, но можно попробовать и вдвоем. Помогает развитию внимательности, наблюдательности, силе воли, способности действовать по правилам. Из разноцветного картона (например, красный, желтый, синий) делается 3 сигнала, можно круглых или в виде силуэта ладошек. Сигналы должны быть достаточно большими, чтобы дети хорошо видели и различали их. Если взрослый поднимает красный сигнал – Кричалку, то можно бегать, прыгать, активно двигаться, кричать, веселиться, шуметь. Через короткое время (достаточно 20 секунд) взрослый поднимает желтый сигнал – шепталку, то можно шептаться, разговаривать в пол-голоса, потихоньку передвигаться и т.п. Если взрослый поднимает синий сигнал – молчалку, то дети падают на пол или садятся на корточки, замирают и молчат. Заканчивать эту игру всегда нужно молчанками, чтобы дети успокоились после нее.

4. Игра Ловим комаров! Групповая, но можно попробовать и вдвоем. Для возможности гиперактивным детям подвигаться в том темпе, как им нравится и для снятия тонуса с кистей рук. Взрослый говорит, что к нам в комнату налетело много комаров и теперь давайте их ловить. По команде «начали!» разжимаем и сжимаем ладони, изображая, что ловим комаров вокруг себя. Пусть дети сами выберут темп, в каком им удобно. По команде «Стоп» садимся ровно и отдыхаем.

5. Игра Гвалт. Групповая. Для развития концентрации внимания. Один человек выходит за дверь, остальные вспоминают какую-нибудь песню и из припева разбирают слова, каждому по одному или по два слова, например «вместе» – 1-му, «весело» – 2-му, «шагать» – 3-му, «по просторам» – 4-му. Пусть каждый участник повторит свое слово. Когда вышедший возвращается, по сигналу, остальные начинают повторять каждый свое слово. А вошедший должен определить что это за песня.

Хороших вам игр с вашим ребенком!

Благодарим Вас, что ставите оценку (большой палец вверх), когда статья показалась интересной. Вам нетрудно, а благодаря вашей оценке кто-то еще, кому она может быть интересна сможет прочитать эту статью.

Полезные активные игры для гиперактивных детей.

+ Комплекс «Кенгуру».

Комплекс направлен на снятие напряжения и успокоение.

  1. отловите ребёнка. Скажите, что будете играть с ним в кенгуру. Вы –мама кенгуру, а он ваш ребёнок, поэтому прижмите его спиной к своему животу и начните прыгать. Кенгуру и кенгурёнку надо допрыгать да гор (дивана), потом – до высоких пальм (до шкафа) и т.д. Обнимая ребёнка, следите, чтобы ваши прыжки были абсолютно синхронными. При этом замедляйте частоту прыжков.
  2. кенгуру и кенгурёнок прячутся в норке. Наступила ночь. Кенгуренок закрывает слушает, как воет ветер. Надо дуть, как ветер, и ловить ветер ладонью, а потом направлять «ветер» в разные стороны.При этом упражнение строится по принципу вдох-выдох. На выдохе ребёнок еле слышно пропевает-продувает звуки: у, а, о, з, с, ш
  3. ветер надул в ушки, и кенгурёнок растирает свои уши.
  4. а теперь надо затаиться, потому что где-то рядом ходит опасная дикая собака Динго. И кенгурёнок должен лечь на бочок и притвориться мёртвым. При этом надо вообще не шевелиться. Руки и ноги ребёнку надо расслабить, потому что «собака динго» будет щупать и дёргать кенгурёнка, проверяя, не притворяется ли тот.Родитель трогает и дёргает ребёнка за руки и ноги.
  5. собака Динго ушла, а кенгуру просыпаются. Причёсываются лапкой, умываются лапками (нужно медленно растереть тело).

Комплекс упражнений «макаронины». Цель – снятие напряжения, уменьшение возбуждения.

  1. Ребёнок- макаронина. Длинная и твёрдая. Ребёнок ложится на пол, вытягивается, а взрослый перекладывает «макаронину», перекатывает по полу.
  2. макаронину кидают в воду, которая кипит, поэтому макаронина постепенно размягчается и бурлит в воде. (ребёнок катается по полу).
  3. огонь прикручивают (ребёнок постепенно катается менее интенсивно), а потом выключают (остановка движений.).
  4. Макаронина мягкая. Лежит кастрюле, теперь сливают воду. Макаронину-ребёнка поднимаютза талию в воздух, ребёнок должен безвольно свисать. Ребёнка потряхивают – стряхивают воду. Потом кладут на тарелку.
  5. взяли вилку и начали накручивать макаронину на вилку (крутите ребёнка вокруг оси на полу) Теперьмакароны поливают кетчупом (накрывают платком) и едят (тыкают пальцем в бока и спину – будто вилкой).

Комплекс упражнений «черепашки», цель – регуляция двигательной активности.

  1. Все превратились в черепашек. Черепашки медленно идут по кругу. Медленно-медленно.
  2. Вот мимо проехал грузовик – черепашка прячет голову и лапки. Т.е. ребёнокпрячет руки и ноги под телом, а шею втягивает. Грузовики проехал, черепашка начинает распрямляться. Тянет одну лапку в сторону, другую… все лапки, и теперь опять идёт.
  3. пролетает самолёт…
  4. проходят люди… побегает собака.
  5. всё. Черепашка дошла до полянки, где много цветов и солнца. Поэтому черепашка ложится на живот и расслабляется- загорает. Надо закрыть глаза и представить, что солнечный лучик коснулся лапки, другой, щёчки, ножки… (в это время взрослый дотрагивается пером или кисточкой до разных участков тела ребёнка).

Упражнение-антистресс (успокоение в моменты выброса отрицательной энергии)

Обнимаете крепко ребёнка, прижав его спиной к себе спиной, фиксируете руки крест-накрест на предплечьях. Говорите тихо, низким голосом, напевно:

тик-так, тик-тик, ходят ходики у нас,

тик-так, тик-так, наступает тихий час.

Тик-так, тик-тик, смотрит белая луна,

Тик-так, тик-так, как приходит тишина…

При этом раскачиваете тело ребёнка слева направо, крепко удерживая, чтобы он не вырвался.

А потом раздастся – БОМ! (наклоняете ребёнка вперёд или чуть встряхиваете).

И проснётся старый дом.

Упражнение-разрядка «Ёжики» для выброса энергии

  1. ёжики бегут на четвереньках как можно быстрее.
  2. При этом хорошо, если есть препятствия -столы, стулья, игрушки. И тут ёжик видит лисицу – надо прятаться.
  3. ёжики-дети втягивают руки ноги, стараясь свернуться клубочком.
  4. ёжик-хитрюга решил укатиться от лисы – ребёнок катается по полу, перекатываясь спиной из стороны в сторону.
  5. игра повторяется, пока ребёнок не устал. Обычно при высоком темпе игры хватает 4-5 заходов по 1 минуте, чтобы ребёнок уже захотел отдохнуть.

Ряд игр на развитие эмоциональной составляющей, на коррекцию возбудимости и саморегуляцию:

Игра «Свечки».

Дети показывают, что они-свечки (руки конусом над головой). Свечка зажглась (кисти рук дрожатнад головой. Свечка начала таять (ребёнок медленно оседает на пол)

Игра «Снеговики». Дети изображают снеговиков – разводят напряжённые руки, надувают щёки. Потом снеговиков обогревает солнышко и они тают – опускают на пол.

Игра «Шарик». Каждый ребёнок изображает воздушный шар, который надувается от движений педагога, а потом вдруг от хлопка руками – лопается и начинает беспорядочно бегать по комнате (это шарик сдувается), и в конце опускается на пол.

Игра «Кораблик», «Дерево» и т.п… Дети – кораблики, их качает волна… сильнее… слабее … Или же дети – деревья, они тянут руки-веки вверх, на дерево налетает ветер сильнее… слабее… сильнее… угаран… у дерева ломаются ветки (руки падают резко вниз и болтаются вдоль тела»Если вы находитесь на ковре, потом дерево может вообще сломаться – ребёнок падает на пол.

Упражнение для расслабления «Муха» и её модификации. Ребёнок должен лежать на полу или сидеть, развалившись, на стуле. Предлагаете ему закрыть глаза и представитьлето, тепло, пляж. Можно включить релаксационную музыку. Потом сообщаете, что ребёнку на щёку села муха, но ему лень шевелиться, и надо согнать муху движением щеки. Вот муха села на нос, лоб, губы, подбородок, плечи, руки, животик…

Аналог – солнечный зайчик коснулся лба, ушей, щёк, век….Снежинка упала на.

Упражнение «летим»-«бежим». Дети бегают по залу и изображают то тяжёлый полёт – сильные махи руками, нога идёт всей стопой, то лёгкий полёт – быстрые и лёгкие махи руками, ноги бегут на цыпочках.

Итак, изображаются: орёл, мушка, гриф, летучая мышка, комарик, воробушек….

Аналогично- упражнение на ноги. Идёт большой слон, маленькая мышка, большой динозавр, маленький щеночек….

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector