greenmarket.su

Гуманистический подход в психологии личности

Гуманистический подход к изучению личности (К. Роджерс, А. Маслоу)

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, – реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А., 1999).

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);

2) «идеальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности – субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы. В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

25Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений.

Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C. Lilly, T. Dethlefsen, J.C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф, Р. Ассаджоли, К. Дюркгейм.

В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology.

Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества.

Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком.

Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной.

В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта.

В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания.

Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности.

Уже З. Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“.

Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания.

Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие.

Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений.

Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология).

В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ.

Это — сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами .

Трансперсональная психология — направление в психологии, исследующее трансперсональные аспекты психики.

В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9644 – | 7397 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Гуманистическая психология

Подход в психологии, который включает в себя проблемы любви, внутренней включенности и спонтанности вместо систематического и принципиального их исключения определяется как гуманистический.

Гуманистическая психология ставит на главное место человека и его самосовершенствование. Ее основные предметы рассмотрения: высшие ценности, самоактуализация, творчество, свобода, любовь, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностные отношения.

Объектом гуманистической психологии является не прогнозирование и контроль за человеческим поведением, а освобождение человека от пут невротического контроля, возникшего вследствие «отклонений» его от общественных норм или от психологических условий индивида.

Гуманистическая психология как самостоятельное направление возникла в США в 1960-х годах XX в., как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Ее философской основой стал экзистенциализм.

В 1963 году первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь сформулировал пять основных положений данного подхода:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (т.е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (т.е. человек не может быть объяснен своими частными функциями, в которых не берется в расчет межличностный опыт).
  3. Человек осознает сам себя и не может быть понят психологией, которая не учитывает его непрерывное, многоуровневое самосознание.
  4. Человек имеет выбор (не является пассивным наблюдателем своего существования, а творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Считается, что гуманистическая психология сформировалась под влиянием десяти направлений:

  1. Групповая динамика, в частности Т-группы.
  2. Доктрина самоактуализации (Маслоу, 1968).
  3. Центрированное на личности направление психологии (клиент-центрированная терапия Роджерса, 1961).
  4. Теория Райха с его настаиванием на раскрепощении зажимов и освобождением внутренней энергии тела (body).
  5. Экзистенциализм, в частности, теоретически интерпретированной Юнгом (1967) и практически экспериментально — Перлзом (также Fagan и Shepherd, 1972).
  6. Результаты использования expending drag, в частности LSD (Stanford и Golightly, 1967).
  7. Дзен-буддизм и его идея освобождения (Letting, 1980).
  8. Даоизм и его идеи единства противоположностей «Инь — Янь».
  9. Тантра и ее идеи важности тела как энергетической системы.
  10. Вершинные эксперименты как откровение и просветительство (Rowan, 1976).

Гуманистическая психология не является упорядоченной областью научного знания. Это не наука, а скорее набор метафизических концепций, указывающих путь для раскрытия человеческих проблем с помощью экзистенциального опыта. В котором:

  1. Глубокая и интенсивная группа исследований завершается общим реалистичным отношением к самому себе и другим.
  2. Экстатический и вершинный эксперимент, в котором смысл единства и паттернов человеческого и природного миров является достигнутым.
  3. Экзистенциальный опыт бытия полностью ответственен за определенные мысли и действия.
Читать еще:  Какой орган защищает позвоночник

Все главные деятели гуманистической психологии прошли через опыт такого рода. Это привело к идее предмета знаний, который может быть исследован или оценен только подобными шагами.

Гуманистический подход в психологии четко направлен на практические задачи. Его центральными понятиями являются личностный рост (становление) и человеческие возможности. Она утверждает, что люди могут меняться, работая над собой.

В рамках данного направления создано большое количество методик self-intervention («само-проникновения»), которые могут быть систематизированы следующим образом:

1. Телесные методы:

  • терапия Райха, ориентированная на биоэнергетику, возрождение;
  • методы Rolfing’s,Feldenkreis’s;
  • техника Александера;
  • «Чувственное сознание»;
  • холистическое здоровье и т.п.

2. Мыслительные методы:

  • трансакционный анализ;
  • создание персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли);
  • семейная терапия;
  • NLP — нейролингвистическое программирование и др.

3. Чувственные методы:

  • Encounter, психодрама;
  • осознание целостности;
  • первоначальная интеграция;
  • эмпатическое взаимодествие Роджерса и др.

4. Спиритуальные методы:

  • трансперсональное консультирование,
  • психоанализ,
  • интенсивные семинары по просвещению (enlightenment intensive workshops),
  • динамическая медитация,
  • игры с песком (send play),
  • толкование сновидений (dream work) и др.

Большинство данных методов могут быть адаптированы к работе во многих отраслях. Гуманистические практики занимаются личностным ростом средствами психотерапии, холистического здоровья, обучения, социальной работы, организациональной теории и консультирования, бизнес-тренингов, тренингов общего развития, групповой самопомощи (self-help groups), креативного тренинга и социального исследования (Rowan, 1976).

Человеческое бытие изучается гуманистической психологией как со-исследовательское, когда сам испытуемый также планирует собственное изучение, участвует в исполнении и в осмыслении результатов. Считается, что этот процесс дает больше разного рода знания о человеке, чем классическая парадигма исследования. Это знание является таким, которое может быть использовано немедленно.

На этой почве возникло несколько концептов:

The real self (реальная самость). Это понятие является ключевым в гуманистической психологии. Оно свойственно концептуальным построениям Роджерса (1961), Маслоу (1968), Юнга (1967) и многих других. Реальная самость подразумевает, что мы можем углубляться дальше поверхности своих ролей и их маскировки для содержания и подчеркивания самости (Shaw, 1974). Ряд исследований, которые основывались на этом, взаимодействовали с HampdunTurner (1971). Simpson (1971) утверждает, что здесь мы имеем политический аспект идеи «real-self» (реальной самости). С этой точки зрения гендерные роли, например, могут рассматриваться как сокрытие «реальной самости», а следовательно как угнетающие. Эти связи были внимательно рассмотрены Carney и McMahon (1977).

Субличностное (sub-personalities). Это понятие было выдвинуто на первый план Assagioli и другими исследователями (Ferucci, 1982). Оно указывает на то, что мы имеем ряд субличностей, которые происходят из разных источников:

  • коллективное бессознательное;
  • культурное бессознательное;
  • личностное бессознательное;
  • тревожные конфликты и проблемы, роли и социальные проблемы (Frames);
  • фантазийные представления о том, какими мы хотим быть.

Abundance motivation (обоснованность, богатство мотивации). Большинство психологов основывают свои взгляды на гомеостатической модели. Действие является мыслью, инициированной потребностями или желаниями. Человеческое бытие, однако, стремится к творческому напряжению и поддерживающим его ситуациям, как, соответственно, и редукция напряжения. Мотивация достижения (McClelland, 1953), потребность в различность опыта (Fisk и Moddi, 1961) могут быть рассмотрены в связи с концептом мотивационного богатства, позволяют объяснить разного рода действия. Мотивация не может быть обусловлена выполнением. Она может быть «снятой» только для актора.

Наконец, гуманистические психологи утверждают, что внимание к собственным состояниям и мотивам дает возможность избежать самообмана и облегчает открытие реальной самости. Это — своеобразный девиз гуманистической психологии в ее теоретическом и прикладном выражении.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003.

Тема: Гуманистический подход в психологии личности

Опции темы
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

Гуманистический подход в психологии личности

В психологии всегда наблюдался интерес к личности человека. Полному изучению подвергается поведение человека, его стремления к уникальности, а также к постоянному самосовершенствованию. Поэтому в основе гуманистических подходов в психологии личности заложено несколько принципов, одним из них является уважение и сопереживание. В данной статье мы рассмотрим их подробно.

Истоки гуманистического мировоззрения

Гуманизм, как философское течение, подразумевает видение в человеке личностные качества. В основании учения лежат его права на свободу, саморазвитие и показ своих возможностей перед социумом.

Задолго до формирования концепций и подходов в обиходе было понятие «гуманность». В отсутствие его принципов, человечество не смогло бы существовать. Гуманность – черта настоящей личности, для которой характерно проявления уважения, сочувствия к другим, а также стремление помогать.

Одной из важнейших характеристик гуманизма является проявление сопереживания. Поэтому гуманизм для социума – это идеальная форма существования, а человек – главная цель социального прогресса. Для его развития необходимо создание специальных условий.

Основы гуманистического подхода к личности

Основной упор трактовка современного гуманизма ставит на гармонию в развитии духовно-эстетических и интеллектуальных аспектов личности. Что бы запустить этот процесс личностного роста нужно выявить в человеке индивидуальные способности.

Основной задачей гуманизма – совершенствование деятельности личности в процессах познания своей природы, общения в социуме. Личность человека должна быть самодостаточной, свободной, ответственной за свою деятельность в рамках социума. Гуманистический подход определяет меру воздействия, которая включает в себя все предпосылки к личностному росту человека, а также те возможности, которые ей предоставлены. Они необходимы, чтобы личность раскрылась многогранно, была свободной в творчестве и ответственна за него.

Учеными были разработаны главные теории данного мировоззрения:

1. Индивид с самого рождения обладает конструктивной силой.
2. Деструктивные человеческие силы формируются и проявляются по мере его развития.
3. Для самоактулизации у человека есть личные мотивы.
4. В процессе самоактулизации на пути человека могут появляться преграды.

Подобный подход необходимо применять в среде, неагрессивно влияющей на развитие человека при условиях:
1. Обеспечение полного функционирования личности человека.
2. Необходимость в обучении индивида дружелюбию, открытости и принятию действительности.
3. Воспитание в человеке сочувствия и сопереживания (эмпатии).
4. Развитие в человеке правильной самооценки собственных поступков.
5. Доступ к новым открытиям.
6. Создание и улучшение условий для процесса самоактуализации.

Самоактуализация – залог личностного роста, путь длительного развития и принятия действительности такой, какая она есть. Концепция, предложенная А. Маслоу, является одной из самых распространенных в области психологии. Он показал, что все люди в процессе самоактуализации занимаются каким-либо делом. Человек посвящает ему время, в дальнейшем оно становится его “делом жизни”. Они наиболее порядочны, ими движет справедливость, честность, доброта и стремление к идеалу. Очень часто человек ставит себе вопрос: «Идти вперед или отойти назад»?

В течение нескольких столетий ученые разрабатывали основные принципы гуманистического похода:
1. Личность пользуется независимой свободой действий, не смотря на все ограничения бытия.
2. Существует два источника информации – экзистенциальность и личный опыт индивида.
3. Каждый человек по своей природе способен к постоянному саморазвитию.
4. Каждый человек целостен.
5. Каждый человек уникален по своей природе. Это проявляется в его поступках, поведении, возможностях и так далее.
6. Сознание человека всегда устремлено в его будущее.

Как следствием всех принципов является наличие в личности чувства ответственности за свои поступки. Человек – это не существо, которое, как и животные, действует на основе своих инстинктов. Чаще всего самореализации личности мешают его страхи, фобии, а также общественное мнение. Так, не редко самооценка человека противоположна оценке социума.

Взгляд на личность

В исследовании гуманистического подхода принимали участия многие ученые. Так, одним из первых является Олпорт Г., который разработал теорию о чертах личности. Особое место занимают теории Маслоу А. о самоактуализации человека. Исследованием жизненного пути личности занимался Бюлер Ш.
Несмотря на то, что многие исследователи занимались изучением подходов к данному мировоззрению и пришли к значительным успехам, нельзя сказать, что эта область психологии изучена полностью.

Интерес у исследователей представляет то, как личность воспринимает, понимает и объясняет события, которые происходят в настоящее время. Эту теорию чаще всего называют феноменологической. Основными терминами, которыми оперируют при изучении подходов, являются «смысл человеческой жизни», «ценность», «жизненные цели человека».

Проявление гуманизма в образовании и воспитании

Гуманизм в образовании делает акцент на некоторые нормы и принципы. Они направлены на то, чтобы отношения между воспитателем и воспитанником, учителем и учеником основывались на взаимоуважении, честности и справедливости.

Задачей любого воспитатели и учителя является в побуждении своего подопечного к решению его проблем, показывая его сильные стороны личности. Так, будет положено начало развитию личного роста и самостоятельным изменениям в лучшую сторону. Это развивает способности к саморазвитию, самоактуализации и поиску уникальных черт характера. В таком случае нельзя решать все проблемы за него. Ученый К. Роджерс выяснил, какие условия необходимо соблюсти:

1. Решение в процессе обучения проблем, которые много значат для учеников;
2. Проявление педагогом эмпатии в отношении учеников. Он проникает душу ученика и смотрит на ситуацию с его стороны, проявляя сочувствие и соучастие.;
3. Создание воспитателем благоприятных условий для саморазвития;
4. Воспитание в человеке самосознания через материалы для анализа.

Человек, как личность – ценность, которая имеет право на счастье жить в этом мире. Гуманистический подход основывается на утверждении прав и свобод ребенка, способствует развитию в нем уникальных способностей, которые позволят в дальнейшем стать ему полноценной личностью.

Воспитание спортсмена – отдельный раздел в психологии. Многие факторы могут негативно повлиять на его физическое и психическое развитие. Так, излишние физические нагрузки, отсутствие мотивации могут привести к личностной деградации. Этот процесс характерен не только для молодых, но и для взрослых спортсменов. Достигнув идеала физической формы, человек перестает быть мотивированным. Поэтому основной задачей любого тренера является поддержка своего воспитанника. Это и есть главные аспекты гуманистического подхода.

Необходимым аспектом является переоценка и глубокое осмысление понятий, несмотря на то, что они противоположны: жизнь и смерть, ложь и честность, любовь и ненависть, добро и зло.

Управление организацией и гуманизм

Читать еще:  Гемоглобин и алкоголь влияние

Каждая современная организация старается повысить культурный уровень своих сотрудников. В каждой стране имеются разные подходы. Так, в Японии роль предприятия в жизни человека не просто место, где он получает зарплату. Управляющие компаниями стремятся создать для коллективов условия для дружеского общения и объединение духом взаимопомощи.

Гуманистические подходы ставят на первое место интересы человека, а не организации. В зависимости от восприятия человеком действительности выстраивается рабочий процесс. Основная цель компании – адаптировать каждого сотрудника к изменениям в условии работы, привить ощущение командного духа. Для этого необходимо обладать таким качеством, как взаимовыручка.

В начале своего развития, основы гуманистических подходов в психологии личности человека взяты из идей, которые были альтернативны концепциям, приравнивающих поведение человека к животным. Трактовку личности, которую изучают в сфере гуманистических традиций, относят к психодинамическим теориям. Этот раздел психологии имеют свою структуру, которая охватывает все основные этапы и периоды в жизни человека. Ее задача – описание человека, как отдельно взятой личности с использованием специализированных терминов и понятий.

Гуманистическое направление психологии личности

Особенности гуманистического подхода к пониманию личности

Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.

Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.

Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.

Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.

Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:

  1. Принцип приоритетности значения сознательного опыта деятельности.
  2. Принцип целостного характера человеческой природы.
  3. Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
  4. Принцип исследования разнообразных направлений, факторов и условий жизнедеятельности человека.

Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Личность и ее переживания находятся во главе исследования и объясняются, исходя из собственного осознания каждой личностью своего «Я» и местоположения в обществе. Особое внимание уделяется изучению самоактуализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности представляет собой высшую фундаментальную ценность.

Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.

Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:

  • Теория самоактуализации А. Маслоу.
  • Теория личностных черт Олпорта.
  • Теория личности Роджерса.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.

Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.

Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.

Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личностных черт Олпорта

Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.

Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.

Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:

  1. Уровень мотивов нужды.
  2. Уровень мотивов развития.

Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.

Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личности Роджерса

Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.

Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.

Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Гуманистическое направление в психотерапии. Теория кратко

Один из виднейших представителей этого подхода Мэй писал, что “понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности”. Поэтому гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и когнитивно-поведенческой терапии.

В это направление традиционно включают самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.

Гуманистическая психология, которую часто называют “третьей силой в психологии” (после психоанализа и КПТ), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменологию – описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания (“здесь и сейчас”) как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единстве человеческого духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

В период становления гуманистического подхода, его сторонники критиковали психоанализ за

– низведение мотивов до уровня инстинкта,

– за преувеличение значимости безсознательных процессов,

– игнорирование характера (особенностей здоровой личности)

– за рассмотрение тревоги как негативного фактора

КПТ была подвергнута критике за

– дегуманизацию, акценты только на внешнем поведении, лишение человека глубины и духовного

– внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в машину, робот или лабораторную крысу

Возможно поэтому новое направление (опытное) было названо гуманистическим:

личность рассматривается как целостное образование, за счет отдельных проявлений понять ее невозможно.

основные мотивы личности – стремление к саморазвитию, самоактуализации (нахождении своего места под солнцем), раскрытие своего творческого потенциала. Самоактуализация, рассматривается как “гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду”

– личность рассматривается как постоянно меняющаяся, стремящаяся к своему полному самовыражению, самореализации и тд. не как заранее что то данное.

тревога здесь может рассматриваться как конструктивная эмоция, подталкивающая к развитию.

В итоге, получается следующее: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.

Самоактуализация. Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности.

1-й уровень – физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр.).

2-й уровень – потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги).

Читать еще:  Противовирусные средства для детей от 3 лет

3-й уровень – потребность в любви и принадлежности, (быть МЫ) (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба).

4-й уровень – потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и уважении и признании другими людьми).

5-й уровень – потребность в самоактуализации ( потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно Маслоу необходимо удовлетворять сначало низшие потребности. чтобы перейти к высшим. Также он подчеркивал, что самоактуализация связана с освоением нового, а значит с риском, возможностью ошибок, и поэтому это усиливает потребность к безопасности, а значит, чревато возвратом к старым стереотипам.

Полное раскрытие личности, “полное функционирование” (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим:

– открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью,

– способность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих,

– чувство свободы, высокий уровень творчества.

Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет – то как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.

Опыт. Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как то, что человек переживает и “проживает”. Опыт – это совокупность переживаний (феноменальное поле), сознание рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит как сознательные (символизированные) переживания, так и бессознательные (несимволизированные). Как я понял, символизированные переживания – это то, что получилось назвать, придумать образ (символ), несимволизированные – то что есть в безсознательном и не подвергнуто описанию и осмыслению, не придуманы образы. Опыт прошлого также имеет значение, однако актуальное поведение обусловлено именно актуальным восприятием и интерпретацией событий (актуальным опытом).

Организм. Организм в данном случае понимается не только как биология, но и как сосредоточение всего опыта переживаний (локус всего опыта переживаний). Это не только опыт ощущений и набор поведенческих реакций, но и весь социальный опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано.

Я-концепция – это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Для самоактуализации необходимым условием является наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, включающего самые разнообразные собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для процесса самоактуализации.

Конгруэнтность – неконгруэнтность (другими словами – адекватность-неадекватность или хорошее соответствие – плохое соответствие) также определяет возможности самореализации.

Если Я-концепция соответствует организму (опыту переживаний), осознает себя тем, кем он есть в опыте, если он “открыт опыту”, то его образ Я будет адекватным и целостным, поведение конструктивным, а сам человек – зрелым, адаптированным и способным к “полному функционированию”.

Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие “открытость опыту” противоположно понятию “защита”.

Во-вторых, термин конгруэнтность относится также к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. Внешняя реальность – мир, субъективная реальность – наши представления о мире.

И, наконец, в третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность – это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, обострению защитных реакций и плохой адаптации.

Картинка про Я реальное и Я-идеальное:

По материалам учебника “Карвасарский Б. Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов”

20.Общая характеристика гуманистического подхода к пониманию личности.

Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.

Личность в психологии – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.

В гуманистической психологии человек как объект изучения не «раскладывается» на отдельные элементы — рефлексы, познавательные процессы, интеллектуальные знания, неосознаваемые фиксации или проекции неврозов.

Гуманистическая психология уходит корнями как в гуманитарные, так и в естественные науки, однако особое значение имеют для нее философия и литература. В ней акцентируются проблемы человеческого опыта, поиска смысла и интегрированности бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, самоактуализации, творчества, свободы выбора, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Центральным звеном она считает способность человека управлять собственным развитием. Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств. Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо. Именно поэтому в ответ на явную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека, третью силу в психологии. Она как раз и призвана заняться изучением тех аспектов психики, которые прежде не замечали или игнорировали.

Психологи гуманистической ориентации четко определились в отношении ценностей и философских предпосылок, лежащих в основе их подхода к личности человека. Четыре принципа, выдвинутых Ассоциацией гуманистической психологии рисуют яркий контраст между гуманистическим портретом личности человека и портретами, созданными в психоаналитическом и бихевиористском подходах.

Определяя свою задачу, ассоциация приняла за основу 4 принципа:

1. Переживания человека представляют основной интерес. Люди — не просто объекты исследования. Их следует описывать и объяснять по их собственным субъективным взглядам на мир, по их восприятию себя и самооценке. Основной вопрос, с которым должен встретиться каждый: «Кто я есть?». Чтобы узнать, как индивид пытается ответить на него, психолог должен стать его партнером в поиске смысла существования.

2. Приоритетными направлениями исследования являются человеческий выбор, творчество и самоактуализация. Гуманистические психологи отвергают психоаналитический подход, полагая, что психология, основанная на исковерканных личностях, может быть только исковерканной психологией. Они также отвергают бихевиоризм как психологию, отвергающую сознание и основанную преимущественно на изучении низших организмов. Люди не просто мотивируются органическими потребностями, такими как секс и агрессия, или физиологическими нуждами, такими как голод и жажда. У них есть потребность в развитии своего потенциала и способностей. Критериями психического здоровья должны быть рост и самоактуализация, а не просто эго-контроль или приспособление к окружению.

3. Осмысленность должна предшествовать объективности в выборе задач исследования. Гуманистические психологи считают, что психологические исследования слишком часто направляются имеющимися в распоряжении методами, а не важностью исследуемой проблемы. Они говорят, что надо изучать важные человеческие и социальные проблемы, даже если для этого иногда приходится воспользоваться менее строгими методами. И хотя психологи должны стараться быть объективными при сборе и интерпретации наблюдений, выбор ими темы исследований может и должен направляться ценностными критериями. В этом смысле исследование не свободно от ценности; психологи не должны делать вид, что ценности — это что-то, чего у них нет или за что они должны извиняться.

4. Высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель психологии — понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.

Большинство психологов гуманистической ориентации не спорят с тем, что биологические переменные и факторы окружения могут влиять на поведение, но они подчеркивают собственную роль индивида в определении и создании своей судьбы и тем самым сглаживают детерминизм, характерный для других подходов. Люди в основном добры, стремятся к росту и самоактуализации. Они также могут меняться и активны. Гуманистическая психология задает особенно высокие критерии психического здоровья. Одного самоконтроля или адаптации окружению мало. Только об индивиде, развитие которого направлено на самоактуализацию, можно говорить, что он психически здоров. Иначе говоря, психическое здоровье — это процесс, а не конечное состояние.[15]

Таким образом, можно сделать вывод, что спецификой гуманистического подхода к личности является его ориентированность прежде всего на изучение смысловых структур человека. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили к необходимости появления нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector