greenmarket.su

Гипердинамический синдром у детей

Гипердинамический синдром: характерные признаки, рекомендации родителям

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) – наследственный синдром, расстройство нервного развития.

В соответствии с преобладающим компонентом, он делится на гиперкинетически-импульсный тип расстройства, тип с нарушением внимания, комбинированный тип.

Характеристика синдрома

Гиперактивность, гипердинамический синдром, СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (международная аббревиатура ADHD происходит от английского «Attention Deficit Hyperactivity Disorder») – относится к числу расстройств нервного развития. Это врожденный дисбаланс ЦНС, при котором каждая часть мозга созревает с различной скоростью, отдельные его части обмениваются информацией медленнее, чем у здорового человека.

Состояние проявляется невнимательностью (мозг неспособен из ряда стимулов выбрать важные), двигательным беспокойством (нахождение в постоянном движении), импульсивностью (части мозга, отвечающие за управление поведением, эмоциональными реакциями, работают в замедленном режиме). Дети не регулируют свое поведение, действуют агрессивно.

Хотя гиперактивные дети желают дружбы, им не удается сохранить отношения. А одиночество усугубляет социальные проблемы.

Статистические данные

Гипердинамическим синдромом в мере, требующей поддерживающих мер, страдает примерно 5-8% населения. Расстройство проявляется в раннем детстве, в школьном возрасте, но симптомы могут сохраняться у взрослых людей.

Заболеваемость в детстве составляет 3-7%. В 40-50% случаев гиперкинетическое расстройство поведения переходит во взрослую жизнь – распространенность во взрослом возрасте колеблется между 4-5%.

Основных причин, объясняющих рост числа гиперактивных пациентов, две:

  • проблема гиперактивности стала более известна, о ней говорят, дети попадают к специалистам, правильно определяющим диагноз;
  • другая причина – ухудшение окружающей среды, увеличение количества рискованных беременностей, тяжелых родов, случаев низкого веса при рождении детей и т.д.

Синдром у мальчиков встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. У девочек гипердинамический синдром выражается, прежде всего, в виде нарушения внимания. Поскольку у них гиперактивность встречается реже, расстройство может долго оставаться незамеченным (иногда вообще не диагностируется). Следовательно, девочки в школе могут считаться «только» менее талантливыми, т.е. им не хватает необходимой поддержки.

Причины, группы риска

Есть 3 группы причин:

  1. Первостепенный фактор – экологическое воздействие; более высокая заболеваемость с различными нарушениями развития обнаруживаются в промышленных зонах.
  2. На 2-м месте – патогенные факторы, влияющие на плод во время беременности. Они включают курение матери, травмы, инфекции, последствия стрессов и другие осложнения во время вынашивания ребенка.
  3. Последняя группа причин – перинатальные воздействия, т.е. то, что происходит с ребенком во время родов. Рискованные продолжительные сложные роды, асфиксия, гипоксия, низкий вес – факторы, требующие длительного пребывания в инкубаторе.

Симптомы, сопутствующие расстройства и болезни

В младенческом возрасте у ребенка возникает нарушение биоритма. Младенец плохо спит, имеет нарушенный сон, нерегулярный, частый прием пищи с отрыжкой. Ребенок раздражителен, часто плачет. Психомоторное развитие бывает неравномерным (например, ребенок пропускает ползание, сразу начиная сидеть).

У детей дошкольного возраста проявляется чрезмерная физическая активность, они испытывают беспокойство, чередуют занятия, менее сосредоточены, не могут усидеть на месте. Присутствует аффективная лабильность с приступами агрессии, частые тенденции к деструктивным играм. Типичен длительный период неповиновения, проблемы с самообслуживанием, неуклюжесть. Возникают трудности со сном, иногда – ночной энурез.

В школьном возрасте клиническая картина гипердинамического синдрома преобразуется в характерную форму. С ростом требований к вниманию, концентрации, душевному равновесию трудности становятся очевидными. Они нарушают процесс обучения, осложняют отношения ребенка со сверстниками, учителями, родителями.

Дети не могут сидеть на месте, быть тихими. Они беспокойные, неспособные выполнить конкретную задачу, запланировать деятельность. Ребенок не слушает наставления, трудно принимает участие в игре, требующей соблюдения правил. Социальные проявления несоразмерны возрасту. Дети негативны, не уважают авторитет, имеют проблемы в установлении отношений. Они достигают худших школьных результатов, чем позволяют их интеллектуальные способности. Школьная успеваемость усугубляется ассоциированными нарушениями обучения, мелкой моторики, влияющей на письмо. Типично расстройство зрительной координации (нарушается способность различить правую и левую сторону, общее и частичное, размер и расстояние). Около 50% детей испытывают спонтанное снижение гиперактивности до наступления половой зрелости, обычно около 12 лет.

В подростковом и взрослом возрасте гипердинамический синдром сохраняется у 40-60% людей, но симптомы меняются. Гиперактивность отступает на задний план (или проявляется как чувство внутренней тревоги), сохраняется невнимательность, импульсивность.

Импульсивное поведение приводит к увеличению несчастных случаев, учащению травм. Эмоциональная незрелость сопровождается частыми ощущениями скуки, ухудшения настроения. Из-за снижения самоконтроля в подростковом возрасте повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, развития поведенческих расстройств с поиском «адреналиновых» действий. Часто возникает депрессия, тревожное или обсессивно-компульсивное расстройство.

Клиническая картина становится менее выразительной. Из-за снижения гиперактивности пациенты с гипердинамическим синдромом часто включаются в основной диагноз коморбидного расстройства настроения или личности (специфическое расстройство личности, эмоционально нестабильное F60.3 или диссоциальное F60.2).

Факторы риска развития персистирующей формы синдрома:

  • агрессия;
  • поведенческие расстройства в раннем возрасте;
  • низкий интеллект;
  • неповиновение взрослым;
  • плохие отношения со сверстниками.

При сохранении симптомов увеличивается риск семейной заболеваемости СДВГ.

Постановка диагноза

Существуют тесты, помогающие заранее определить, страдает ли человек гипердинамическим синдромом. С ребенком хорошо начать у психолога (детского или педагогическо-психологического консультанта). Он расспросит о симптомах, о детстве, школьных успехах, развитии проблем, их влиянии на повседневную жизнь. Диагноз у всех возрастных групп устанавливается психиатром. Диагностике могут поспособствовать обследования и консультации у невролога, психолога, педиатра.

Коррекция и лечение

Лечение гипердинамического требует комплексного подхода. Проявления расстройства можно облегчить, установив правильный режим. Для детей это, прежде всего, корректировка распорядка дня, воспитательных методов. Необходимо терпение, соблюдение согласованного графика. Им важна помощь взрослых, и в то же время обеспечение достаточной «свободы» для мечтаний, передвижения, иногда – для необычных увлечений. Проверенный метод – адаптация рабочей среды с устранением стимулов, приводящих к нарушению концентрации внимания.

Взрослым помогает адаптация окружающей и рабочей среды, систематические привычки, релаксация, изменение образа жизни. Целесообразна также помощь психотерапевта. Эффективность доказало профессиональное лечение (также известное как когнитивно-поведенческая терапия), помогающее создать правильные привычки.

В некоторых случаях рекомендуется применение лекарств, но только после консультации с психиатром. Лекарства регулируют активность веществ в мозге, важных для поддержания внимания, концентрации. Они не обладают седативным эффектом.

Читать еще:  Хлорофиллипт масляный для носа как использовать

Фармакотерапия:

  • Атомоксетин;
  • Метилфенидат;
  • Модафинил;
  • Бупропион;
  • Декстроамфетамин;
  • соли декстроамфетамина (Аддералл).

Учитель или воспитатель при подозрении на гипердинамический синдром у ребенка должен предупредить родителей, порекомендовать им психологическое или неврологическое обследование. Общаясь с ними, желательно рассказать о ребенке как можно больше позитивных вещей; родители должны знать, что учитель/воспитатель понимает его, хочет помочь. Родители часто «перегружаются» заботой о беспокойном ребенке, поэтому им требуется максимум понимания, поддержки.

Клиническая картина гипердинамического синдрома и принципы его лечения

Гипердинамический синдром (синонимы: гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания (СДВ), синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности) — устойчивое проявление невнимательности при общей симптоматике гиперактивности и импульсивности. Подобные проявления состояний и эмоций являются нормальными, если являются соответствующей, логической и адекватной реакцией на внешние раздражители. В случае гипердинамического синдрома подобные явления более частые и яркие, чем должны быть у лиц с сопоставимым уровнем развития.

Десятый пересмотр Международной классификации болезней использует термин «гиперкинетическое расстройство» для более узкого диагноза, при котором должны присутствовать все три симптома — дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.

Эпидемиология и сопутствующие заболевания

  • Распространенность гипердинамического синдрома, по различным оценкам, затрагивает около 2,4% детей во всем мире.
  • Заболевание наиболее часто диагностируется у детей в возрасте 3-7 лет. У более старших детей и взрослых, болезнь проявляется гораздо реже.
  • Синдром чаще диагностируется у мальчиков.
  • Гипердинамический синдром чаще наследуется по первой степени родства. Исследования среди близнецов предполагают существенный генетический вклад. Определен ряд генов, которые, как считается, имеют незначительный эффект в развитии болезни, например, DRD4 и DRD5.
  • Гипердинамический синдром — нередкое заболевание среди детей-инвалидов. Другие факторы риска включают в себя акушерские осложнения и семейные стрессы.

Кроме соответствующей клинической картины, синдром чреват следующими отклонениями в поведении и развитии:

  • Членовредительство, предрасположенность к созданию аварийных ситуаций на дороге и других несчастных случаев, злоупотребление психоактивными веществами, преступность, тревожное состояние и академическая неуспеваемость.
  • Гипердинамический синдром у детей является частью спектра расстройств, 70% из которых отражаются как обобщенные или специфические трудностей обучения, например, дислексия, языковые расстройства, аутизм, диспраксия, синдром Жиля де ла Туретта и подобные. Оппозиционное мышление и расстройства поведения присутствует у большинства детей с подобными заболеваниями.

Клиническое проявление и диагностика

Пациенты, страдающие гипердинамическим синдромом, являют собой постоянный образец невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что препятствует развитию и характеризуется:

Для уточнения невнимательности необходимо наличие шести или более из нижеперечисленных симптомов у детей в возрасте до 16 лет, либо пяти или более — для лиц в возрасте от 17 лет. Симптомы невнимательности должны присутствовать, по крайней мере шесть месяцев. К таковым относят:

  1. Пациенту не удается уделить пристальное внимание к деталям, что заставляет его делать небрежные ошибки в школьных трудах, в профессиональном или другом виде деятельности.
  2. Больной не способен сохранить концентрацию на своей задаче, в игровой деятельности в том числе.
  3. Создается впечатление, что ребенок не слышит, что ему говорят.
  4. Пациент часто не следует инструкции и не заканчивает школьные, хозяйственные дела или свои обязанности на рабочем месте.
  5. Часто имеет проблемы, связанные с организацией задач и мероприятий.
  6. Избегает, не любит, или не хочет выполнять задачи, которые требуют умственных усилий в течение длительного периода времени, например, школьных домашних заданий.
  7. Часто теряет вещи, необходимые для задач и мероприятий, например, школьные задания, карандаши и ручки, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны.
  8. Легко отвлекается на всякие глупости.
  9. Часто забывает о важных мелочах в повседневной деятельности.
  • Гиперактивность и импульсивность.

Также должны присутствовать минимум полгода шесть или более следующих симптомов гиперактивности и импульсивности у детей в возрасте до 16 лет или пять у взрослых:

  1. Часто ерзает на месте, совершает нелогичные движения руками или ногами в любом положении тела.
  2. Часто оставляет ситуации, когда требуется ожидание.
  3. Проявляет чувство повышенного беспокойства, когда требуется повышенное внимание.
  4. Ребенок не в состоянии принимать участие в развлекательных мероприятиях.
  5. При наблюдении за пациентом, создается ощущение, что это робот, бесконечно действующий от заведенного ключа.
  6. Часто чрезмерно говорит не умолкая.
  7. Выпаливает ответ, прежде чем вопрос будет завершен.
  8. Прерывает других, злоупотребляет вниманием к себе в разговорах или играх.

Кроме того, для постановки диагноза на гипердинамический синдром должны быть выполнены следующие условия:

  • Несколько из вышеперечисленных симптомов присутствуют в возрасте до 12 лет.
  • Основные признаки проявляются одинаково в различных ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями или родственниками и так далее.
  • Существует явное свидетельство, что симптомы мешают или понижают качество социальной или профессиональной деятельности, школьному труду.
  • Симптомы не являются признаками шизофрении или другого психотического расстройства, например, расстройство настроения, тревожное, диссоциативные расстройства или расстройства личности.

Гипердинамический синдром следует рассматривать во всех возрастных группах. Диагноз должен быть поставлен только специалистом психиатром, педиатром или другим врачом, имеющим соответствующую подготовку и знания в диагностике подобных поведенческих нарушений.

Диагноз должен быть основан на полной клинической и психосоциальной оценке. Необходимо анализировать поведение и симптомы в различных областях и найти их отражение в повседневной жизни пациента. Также на адекватной оценке анамнеза, отчетов наблюдателей и наблюдении за психическим состоянием.

Должны учитываться потребности человека, сосуществующие социальные, семейные, образовательные или профессиональные обстоятельства и физическое здоровье. Для детей особенно полезна оценка их родителей или лиц, осуществляющих уход и воспитание. Определении тяжести и вреда от поведенческих расстройств, воздействующих на самого ребенка и его родителей. Обязательно должны учитываться потребности пациента и лиц его окружающих.

При подозрении на гипердинамический синдром необходимо исключить:

  • Ряд условий, таких как заболевания щитовидной железы, беспокойство, депрессия и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • Применение стероидов, антигистаминных, противосудорожных препаратов, бета-агонистов, кофеина, никотина.

Гипердинамический синдром — лечение

Фармакологические средства для детей назначают в случае наличия тяжелых и стойких симптомов гипердинамического синдрома, когда диагноз был подтвержден специалистом. Детей с умеренными симптомами можно лечить с помощью стимуляторов ЦНС, если психологические вмешательства оказались безуспешными или недоступными. Лечение часто необходимо продолжать в подростковом возрасте, и, возможно, потребуется продолжение терапии в зрелом возрасте.

Читать еще:  Угри выдавливание пальцами

Медикаментозное лечение синдрома должно быть частью комплексной программы лечения. Пульс, артериальное давление, психиатрические симптомы, аппетит, вес и рост должны быть зафиксированы в начале терапии, и указываться после каждой регулировки дозы, и через каждые шесть месяцев лечения.

Использование препаратов, как правило, не рекомендуется для детей дошкольного возраста, для которых программы психологической поддержки являются способами терапии первого ряда. У детей школьного возраста с тяжелыми признаками гипердинамического синдрома, медикаментозное лечение является основным методом терапии. Немаловажно участие родителей в поддержании лечения.

У ребенка гипердинамический синдром: что это такое?

Гипердинамический синдром — симптомы, лечение, воспитание.

В наше время довольно часто мы слышим понятие «гиперактивный ребенок». Но прежде чем примерять это понятие на своего расшалившегося ребенка, давайте разберемся, что же это такое.

Гипердинамический синдром — это медицинское понятие. Диагноз очень серьезный, и поставить его может только врач — невропатолог, невролог. Конечно же, потребуется лечение. Синдро́м дефици́та внима́ния и гиперакти́вности (англ. attention deficit hyperactivity syndrome), аббр. СДВГ, расстро́йство внима́ния с гиперакти́вностью или гиперакти́вное расстро́йство с дефици́том внима́ния (англ. attention deficit hyperactivity disorder, аббр. ADHD) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность[4]. Также при склонности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.

Итак, диагноз ставится врачом. В карточке он может поставить аббревиатуру из букв ПЭП — пренатальная энцефалопатия — «повреждение мозга». Если этот диагноз ставится до года, то значит врач полагает, что у ребенка есть нарушения центральной нервной системы. Возникли они, скорее всего, вследствие травмы во время внутриутробного периода, при рождении или после рождения. Наверняка, от чего это именно произошло, сложно установить. Тяжесть повреждения мозга бывает разной. Самое страшное — ДЦП (детский церебральный паралич). Остальные случаи более легкие. В некоторых случаях нарушения проходят (компенсируются) сами без вмешательства врачей.В некоторых случаях нарушения компенсируются с помощью медицинского и физиотерапевтического лечения. Все проходит к концу первого года жизни. В части случаев нарушения все равно остаются, в 5-6 лет врач ставит новый диагноз. Минимальная мозговая дисфункция (в карточках обычно пишут ММД). Симптомы этого диагноза — расстройство внимания, проблемы в обучении и поведении. Но при этом нормальный интеллект. Гипердинамический синдром — это тоже проявление ММД. По-другому это заболевание может звучать как синдром дефицита внимания, гиперкинетический синдром.

Отчего же это заболевание возникает, ученые пока точно не установили. некоторые считают, что причиной может стать родовая травма, другие полагают, что причиной стало нарушение кровообращения мозга.

Так всё же, что такое гипердинамический синдром? Как отличить гиперактивного ребенка от своевольного?

Гиперактивный ребенок собой не владеет. Он действительно искренне хочет быть хорошим, воспитанным, сдержанным. Но он просто не в состоянии этого сделать. В его поведении нет злого умысла. Им владеют противоречивые чувства, желания, увлечения, агрессия, страх. Конечно, любой ребенок может на время стать неуправляемым, но в жизни гиперактивного ребенка такие эпизоды — не редкость. Непослушный ребенок в состоянии себя сдерживать, но ему просто не хочется этого делать. В присутствии чужих людей здоровые дети обычно становятся тише, скромнее. Они могут себя сдерживать. Гиперактивный ребенок в присутствии незнакомых людей может завестись еще больше. В поведении гиперактивного ребенка нет никакой цели, он искренне не понимает, к чему могут привести его действия. Здоровые же дети так себя ведут обычно с целью манипуляции родными. Но если получают отпор, то быстро успокаиваются.

Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Должен ли гиперактивный ребенок получать лечение?

В зависимости от особенностей психики, матери по-разному реагируют на поведение гиперактивного ребенка. Одни находятся в страшном напряжении, постоянно ожидают от своего малыша какую-нибудь выходку, всё время на чеку. Другие наоборот. Что бы ни вытворял ребенок, никакой реакции.

Оба варианта поведения совершенно неконструктивны. Самый оптимальный вариант, когда родители безоговорочно принимают своего ребенка таким, какой он есть. И не забывать, что ребенок болен. В такой ситуации стоит проявлять ласковую строгость.

Гиперактивному ребенку необходим строгий режим. Здесь всё зависит от родителей, как они будут проявлять настойчивость и волю. Чтобы режим стал законом, можно расписание повесить на стену и в случае чего апеллировать к нему как к неизбежной данности. При этом не забывайте, что требования такой ребенок не в состоянии выполнять сразу. Поэтому предупреждайте вашего малыша, например, о том что пора идти спать, заранее. И будьте готовы ему напомнить об этом несколько раз. Гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить требование по первой просьбе.

О детском саде такому ребенку придется забыть. Большое скопление детей плохо влияют на такого ребенка. Дозируем впечатления ребенка, избыток тоже вреден, даже приятных впечатлений. Но совсем лишать ребенка развлечений тоже нельзя. Если вы отправились с ребенком в какое-нибудь интересное место, но чувствуете, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти домой. Пообещайте, что придёте ещё.

Родителям придется тоже измениться. Они должны научиться говорить тихо и размеренно. Важно родителям научиться определять тот момент, когда ребенок начинает перевозбуждаться. Это требует особого внимания, но со временем этот навык наработается. Как только вы заметите этот момент перевозбуждения, отвлеките ребенка, усадите к себе на колени, прошепчите ему что-то ласковое, успокаивающее на ушко. Повторение одних и тех же слов создает ритм, слегка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет. С детьми 4-5 лет хорошо разговаривать на посторонние, отвлекающие и интересные для ребенка темы. Малышу хорошо задавать вопросы, на которые можно дать простой ответ. Ребенку, у которого гипердинамический синдром очень важно общение с ласковой и терпеливой мамой.

С любыми детьми необходимо постоянно вести диалог. Особенно, с гиперактивными. К сожалению, тут родители часто находятся в режиме команд или читают длинные монологи, полные гнева и раздражения. А происходит это чаще всего именно с гиперактивными детьми.

Читать еще:  Мудры при шейном остеохондрозе

Обучая гиперактивного ребенка, основное внимание стоит уделять не чтению или письму, а умению осмыслять происходящее вокруг, учить думать, понимать чувства окружающих. Внимание гиперактивного ребенка очень сложно удержать больше нескольких минут, поэтому необходимо чередовать виды деятельности, постоянно привносить что-то новое и часто делать перерывы.

Стены в комнате гиперактивного ребенка лучше оклеить обоями со спокойным рисунком или вообще однотонными. Игрушки такому ребенку сразу все не стоит давать. Если ребенок занимается за столом, то там не должно быть никаких лишних отвлекающих предметов.

А ещё не забывайте давать вашему ребенку выплескивать накопившуюся энергию. Для этого хорошо записываться в спортивные секции, на танцы Только одно но! Не записывайте вашего ребенка в такие секции, где тренеры требуют жесткой дисциплины. Это будет чрезмерная нагрузка, вредная для здоровья такого ребенка.

Гипердинамический синдром — ребенок-«ураган»

Гипердинамический синдром (синонимы — гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) — наиболее часто выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома до сих пор неизвестны.

Известно только, что мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения. Нервные клетки не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, нервная система ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой.

В нервной системе есть два основных процесса: возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

У девочек синдром встречается значительно реже, чем у мальчиков. На пять-шесть мальчиков с гипердинамическим синдромом — всего одна девочка.

Это дети, у которых явно имеется «шило в заднице». Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Оставить такого младенца невозможно даже на минуту. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и свалится на пол. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Активность гипердинамического младенца сокрушительна. Как только ребенок оказывается на полу, наступает новый этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество от возможных повреждений.

У гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Часто их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков, заменяют слово «собака» словом «ва», а слово «самолет» — словом «силт». Все это требует длительной работы с логопедом.

Именно гипердинамические дети постоянно вертятся на уроках, отвлекаются, все роняют, теряют и забывают. На переменах именно они составляют эпицентр любой потасовки.

Еще одна особенность гипердинамических детей — они не учатся не только на чужих, но и на своих ошибках.

При общении с гипердинамическими детьми надо знать, что все их чувства достаточно поверхностны, их эмоции лишены объема и глубины. Если гипердинамический ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания матери или неприятностей отца, то он вовсе не бесчувственный эгоист, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, он просто не заметил всего вышеперечисленного. Оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания. А с этим у гипердинамического ребенка проблемы! Поэтому лучше просто сказать такому ребенку, что именно вы (или кто-то из окружающих) сейчас испытываете.

Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы должен осознавать по возрасту. При этом он не умеет строить глубокие дружеские отношения.

Интеллектуальные способности гипердинамического ребенка, как правило, вполне достаточные. Проблема в том, что он не может сосредоточиться. Сидеть на уроке, долго делать домашние задания он категорически не может.

С гиподинамическим синдромом могут быть связаны следующие проявления: задержка развития речи; заикание; тики; различные гиперкинезы; головные боли; нарушения сна; аллергодерматоз вне связи с каким-нибудь аллергеном; энурез; астматический бронхит; различные нарушения осанки; вегетативно-сосудистая дистония.

Для коррекции проявлений гипердинамического синдрома должен быть установлен жесткий режим дня. Регуляторные механизмы ребенка могут работать только в условиях максимальной упорядоченности. Если все идет по строго заведенному расписанию, постепенно мозг ребенка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса.

Не стоит пытаться усадить ребенка. Если ребенок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать. Именно в движении гипердинамический ребенок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует от него слишком большого напряжения.

Гипердинамический ребенок должен быть чем-то занят. Подойдут любые кружки, секции, студии, клубы. Если ребенок четыре раза в неделю занимается спортом, у него просто физически не останется времени, чтобы, болтаясь по улице, пристать к дурной компании. Гипердинамические дети склонны часто менять увлечения и соответствующие им кружки. Это следует принимать как должное. Главное — уберечь его от криминала, наркотиков. Риск девиантного (отклоняющегося) поведения у гипердинамических подростков в 6—8 раз выше, чем у их обычных сверстников.

Особенности гипердинамического ребенка надо учитывать при выборе профессии. Часто такие дети хотят получать профессию, которая не устраивает родителей. Но, может быть, она подходит ребенку? Ведь ясно, что бухгалтер или диспетчер из него не получится. А вот профессиональным военным, живущим по строгому распорядку и в условиях, позволяющих не сидеть на одном месте, он вполне может стать.

Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург, 2007.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector